Как сдать сессию без шпаргалок?

Недавно в одной уважаемой газете была опубликована не то заметка, не то инструкция о том, как пользоваться шпаргалками. Оно, конечно, забавно, но ведь все это – из той благополучной эпохи, когда советские вузы учили будущих молодых специалистов с последующим гарантированным распределением. А сейчас выпускникам многочисленных университетов, институтов и академий приходится самостоятельно бороться за достойно оплачиваемое место на рынке труда. И уж совершенно непонятно, как студент-шпаргалочник или, что тоже бывает, студент-взяткодатель собирается жить после окончания вуза. Ведь на собеседовании при устройстве на работу в какую-нибудь солидную фирму шпаргалки вряд ли выручат.

 Есть, правда, учебные заведения, про которые работодатели знают точно, – им можно доверять. Почетом пользуются, в частности, дипломы Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШЭ). В самой же «Вышке», этой «кузнице кадров» для «новой экономики», есть особый факультет – Международный институт экономики и финансов.

 Начнем с того, что в отличие от других факультетов ВШЭ, где доля студентов, оплачивающих учебу, не превышает двадцати пяти процентов, обучение в МИЭФ в основном платное. Все дело в том, что студенты МИЭФа получают два диплома – ВШЭ и Лондонского университета, где роль экономического факультета играет знаменитая Лондонская школа экономики и политических наук. Лишь несколько лучших студентов МИЭФ каждого курса, как правило, победители олимпиад среди школьников, обучаются полностью за счет спонсорских средств. В то же время обучение гораздо дешевле, чем прохождение курса в самом Лондоне (а диплом – тот же). Значительную часть расходов берут на себя спонсоры – крупнейшие российские банки и британские финансовые институты.

 Преподают в МИЭФе как западные специалисты, так и российские, которых становится все больше. Все решения, касающиеся структуры программы, принимаются представителями российской и британской сторон. По всем курсам в течение учебного года читаются лекции и проводятся семинарские занятия и консультации преподавателями LSE. Учебная программа двуязычна, но основная часть занятий ведется на английском языке.

 В конце первого курса надо сдать экзамен по английскому на международный сертификат (IELTS) и экзамены по экономике (микро- и макроэкономика), математике и статистике американской системы APT (Аdvanced Placement Test), подтверждающие уровень, требующийся для поступления в университеты Великобритании и США.

 Эти экзамены, как и все последующие, сдаются совсем не так, как мы привыкли. Во-первых, это исключительно письменные работы, (чем, правда, «Вышку» не удивишь). Во-вторых, вопросы приходят из Лондона и до определенного там времени хранятся в Британском совете в Москве. Естественно, в запечатанных конвертах. Причем и экзамены APT, и текущие экзамены проводятся так, чтобы в разных часовых поясах были разные вопросы. Звонить подруге в Токио или приятелю в Сан-Франциско – бесполезно. В этих странах вопросы все равно другие, хотя по местному времени оглашаются, как и в Москве, в девять часов утра или в час дня. В этом они схожи с единым экзаменом, но в англо-саксонском исполнении.

 Ответы, понятное дело, тоже запечатываются и отправляются на берега Темзы. Это уж само собой. Как само собой и то, что нельзя опаздывать на экзамен или пропустить его. Очень дисциплинирует.

 И уж совершенно бесполезно соваться в Британский совет в Москве даже с очень пухлым конвертом. Там этому очень удивятся и доведут до сведения как Лондона, так и Москвы. И, скорее всего, расстанутся с таким студентом по-английски – без всякого «до свидания».

 В случае списывания, пользования шпаргалками, разговоров во время экзамена ставятся соответствующие пометки на работе. Далее последует серьезное разбирательство и результат экзамена, скорее всего, не будет зачтен.

 Непривычно жестко? Да, пожалуй. Но столь же непривычно и то, что студенты МИЭФа проявляют невиданный уровень оптимизма. Своей уверенностью в завтрашнем дне они выделяются даже на фоне других факультетов «Вышки». Согласно опросам, проводимым студенческой социологической службой Высшей школы экономики (служба эта называется «Город» и размещает результаты своих исследований на сайте ВШЭ), 84 процента студентов МИЭФа собирается работать по специальности, а 95 процентов – уверено в хороших перспективах своего трудоустройства.

 Интересно, как оценивают свои перспективы студенты-шпаргалочники и взяткодатели, добывающие свои дипломы в других вузах?

 

  Сергей Торопов

Высшая школа экономики

Обсудить