Ньютоновская гравитация опять устарела

Чем больше наука узнает о Вселенной, тем меньше удовлетворяют ученых принятые за аксиому законы физики. Расхождение между теорией и практикой бывают настолько велики, что нет никакой возможности списать это на случайные флуктуации и погрешности. Так, изучение карликовых галактик, окружающих Млечный Путь по периметру, поставило под сомнение законы классической механики. Ждет ли науку новый пересмотр теории гравитации?

На завершившейся в Великобритании Европейской неделе астрономии и космических наук известный немецкий астроном Павел Крупа зачитал доклад об интересном феномене, обнаруженном им вместе с коллегами при исследовании периферических областей нашей Галактики. Вместе с астрономами из Венского университета и Австралийского национального университета ученый занимался поисками карликовых галактик – неизменных спутников всех крупных звездных формирований.

Согласно предположениям, основывающимся на законах классической физики, всякую полноценную галактику должна сопровождать плеяда малых звездных систем, каждая из которых насчитывает всего по нескольку тысяч звезд. Так, за пределами Млечного Пути должно существовать несколько сотен карликовых галактик, однако исследования показали, что их насчитывается не более тридцати.

Читайте также "Темная материя выходит на свет"

Странным оказалось и их расположение относительно нашей Галактики – по теории они должны равномерно окружать ее, но астрономы не обнаружили их на предполагаемых местах. Всего 11 самыъх ярких из карликовых галактик лежат достаточно близко к плоскости Млечного Пути и совершают оборот вокруг него, как планеты движутся по орбитам вокруг Солнца.

Профессор Крупа и его коллеги предполагают, что подобные формирования могли возникнуть только в результате столкновения двух молодых галактик, одной из которых был наш Млечный Путь. «Осколки от этого взрыва мы и наблюдаем сейчас в виде карликовых галактик, - объясняет участник проекта доктор астрономии Мануэль Метц. - Наши предположения, подтвержденные расчетами, говорят о том, что эти звездные скопления не содержат темную материю. Однако эти галактики двигаются гораздо быстрее, чем можно было бы предположить согласно ньютоновской гравитации».

«Подобный феномен можно объяснить, если отказаться от следования законам Ньютона, - продолжает Метц. - Это означает, что, либо в данном случае законы гравитации работают как-то иначе, или существует еще какой-то объяснение, не считая темной материи».

Участники проекта поделились своими выводами с коллегами по всему миру. Если они окажутся правы, то нам предстоит жить в эпоху великого пересмотра фундаментальных законов физики. И тогда нельзя исключить вероятности, что ньютоновская гравитация переживает еще одну модификацию, как это произошло после создания Альбертом Эйнштейном релятивистской теории и после открытия квантовой механики.