Забытый флот: "Андромеда", напугавшая "Гринпис"

АПЛ "Андромеда" проекта 667М, спущенная на воду в октябре 1982 года, вошла в состав ВМФ лишь через восемь лет, да и то — в "недоделанном" виде... Никаких торжественных собраний с оркестрами по поводу 20-летия, конечно, не было. Собралось несколько офицеров из экипажа АПЛ "Андромеда", выпили по рюмке, вспомнили былое. И удалось военному обозревателю "ПРАВДЫ.Ру", бывшему командиру дивизиона живучести К-420 (тактический номер "Андромеды"), услышать разгадку редкостной тайны, над которой, видимо, до сих пор ломают голову и экологи из "Гринпис", и военно-морская разведка США. Разгадка морского скандала, чуть было не вышедшего на международный уровень, прямо скажем, круто прикольна. Рассказывает бывший командир БЧ-5 (иначе говоря — старший механик) "Андромеды" капитан 2 ранга Владимир Чернолихов:

- Этому случаю больше десятка лет. Возможно, некоторые мелочи я и подзабыл, но все-таки главное в памяти осталось. Самое время "рассекречивать" военно-морские тайны... Итак, лето девяностого года. Гласность, перестройка, Ельцин, последние потуги СССР сохранить сверхдержавность, первые упоминания о настырных парнях из экологической организации "Гринпис".

Гринписовский корабль прорывается к Новой Земле, на наш ядерной полигон. Советское телевидение неустанно вещает о провокации злодеев-ЦРУшников. "Андромеда", полгода назад пришедшая после модернизации из Северодвинска в заполярную Оленью Губу, третью неделю рассекает Баренцево море на глубине 150 метров, аккурат под этим самым "Гринписом". Подводникам такое сопровождение осточертело: хулиганы-экологи то стопорят ход, то резко меняют курс или вообще на месте крутятся. То есть явно издеваются над преследующей их советской лодкой. А атомная субмарина все-таки не мотоцикл, за маленьким "Гринписом" ей следовать трудно, у лодки радиус циркуляции огромный. Флотское начальство, хорошо памятуя, с какой легкостью слетели погоны с сухопутных коллег после прилета на Красную площадь хулигана-малолетки Руста, процесс сопровождения контролирует трепетно: командир "Андромеды" замучился на всплытиях сообщать требуемые подробности о телодвижениях "Гринписа". Тем более что несколько надводных сторожевиков, облепивших "Гринпис", могут сообщить начальству куда более подробные координаты. Обозленные подводники переводят "Гринпис" как "Зеленый пис", причем второе слово используют в самых интересных трактовках.

В один из дней тогдашний старпом Борис Иванович Дурцев заступил на вахту злющий, как морской черт. Командир Гузанов, доверяя опытному старпому, удалился в свою каюту. Мрачно взирая на приборы в центральном посту, Иваныч вдруг задумчиво спросил: у кого на борту электробритва "Харьков" есть? Бритва тут же нашлась у кого-то из мичманов...

Дальше было так: лодка начала классический выход в торпедную атаку, прямо как на учебном полигоне. На "Гринписе", видать, народ сидел грамотный, распознал пугающий маневр. Кораблик заметался. Старпом, держа "Харьков", как гранату, решительно зашел в рубку гидроакустиков. И "слухачи" "Гринписа" вдруг четко услышали шум приближающейся со стороны советской подлодки очень странной боевой торпеды...

Наш акустик, транслируя в мировой океан "харьковское" жужжание, постарался на славу: "Гринпис" резко повернул на курс 270 (то есть точно на запад) и дал самый полный ход. По-видимому, на кораблике совершенно справедливо посчитали, что с русскими шутки плохи. Струхнули, убежали в сторону Норвегии и больше у нас в тот год не появлялись...

Вот такую разгадку"Гринписовского" испуга рассказал стармех "Андромеды"! Как-то в Северодвинске побывала делегация из американского Портсмута. Я к тому времени уже уволился в запас, работал в северодвинской городской газете "Северный рабочий". Был в составе американской делегации известный гринписовец Джошуа Хэндлер. Разговорились, выяснилось: он как раз был тогда на кораблике! Вот это встреча... Вспомнил Джош и случай с "торпедированием". Действительно, на "Гринписе" тогда перепугались не на шутку. Запись шумов "торпеды" вроде бы отдали потом в военно-морское ведомство США. Там, по-видимому, до сих пор голову ломают над "секретным оружием" русских. Но это не последняя загадка АПЛ. Считали американцы самой загадочно-секретной подлодкой флота СССР и саму "Андромеду"! Около десяти лет стояла подлодка у причала Севмашпредприятия в Северодвинске, и американцы, разглядывая со спутников акваторию завода, все гадали: что же там такое делают столько лет? Ведь на Севмаше вообще-то корабли "пекут", как на конвейере. А тут — долгострой?.. В общем, АПЛ "Андромеда" одновременно считается одновременно как бы и самой большой удачей, и самым большим ляпсусом отечественных конструкторов. Помнится, на Севмашпредприятии эту лодку звали "Дармоеда" - на ее борту зарабатывали "подводные" прибавки к пенсии сразу несколько поколений северодвинских корабелов-атомщиков.

О том, как "Андромеда" "докатилась до такой жизни", вспоминает Е.А. Горигледжан, генеральный конструктор ЦКБ МТ"Рубин" (его воспоминания приведены на сайте www.submarina.ru "> www.submarina.ru и в журнале "Судостроение" за 2001 год)

- В 1972 г. в США начались работы по созданию крылатых ракет "Томагавк",

предназначенных для нанесения ударов с надводных кораблей, самолетов и подводных лодок по наземным и морским целям. Конкурсные летные испытания КР "Томагавк" закончились в 1976 г. Так появился новый вид оружия стратегического и оперативно-тактического назначения, вносящий дисбаланс в сложившуюся систему вооружений противоборствующих сторон. Поэтому в конце 1976 г. вышло два постановления Совета Министров СССР, в соответствии с которыми предусматривалось создание отечественных ракетных комплексов аналогичного назначения. Одним из них стал комплекс "Метеорит-М" с крылатой сверхзвуковой ракетой стратегического

назначения ЗМ-25, стартующей с подводной лодки, находящейся в надводном или подводном положении. Головным разработчиком являлось ЦКБМ (в дальнейшем НПО машиностроения, главный конструктор В. Н. Челомей).

Эскизный проект комплекса разработали в 1977 г. По предложению ЛПМБ "Рубин", приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы.

Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт.

Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс

"Метеорит-М" (пр.667М) ЛПМБ "Рубин" разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенныхпобортновне прочного корпуса — в междубортном пространстве под углом 45". Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования.

Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием в Северодвинске исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания.

Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.

Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет ЗМ-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).

Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй,

главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: "мокрый" подводный старт крылатой ракеты под стартоворазгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.

В результате совместные (государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до "ума". Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу "Метеорит-М" в конце 1989 г. прекратили. Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.

В общем, сейчас "Андромеда" ошвартована на 16-м — забытом, глухом, самом дальнем пирсе заполярной базы подводников Гаджиево (Мурманск-130), и дожидается своей очереди на утилизацию. В море не выходит — ни "Гринпис" пугать, ни ракетами бабахать...

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить