WASP перевернул астрономию с ног на голову

Открытие, представленное на ежегодной встрече британского Королевского общества, произвело фурор в научных кругах. Речь идет о принципах, действующих в других галактиках. Оказалось, планетам, вращающимся вокруг своих звезд за пределами Солнечной системы, собственные светила не служат центром. Они вольны вращаться в совершенно разных плоскостях.

Прежние наблюдения за большинством экзопланет убеждали ученых в том, что те, во-первых, вращаются в плоскости, примерно совпадающей с плоскостью вращения самой звезды, и, во-вторых, уж точно не должны вращаться против направления движения светила.

Это правило следовало и из современных представлений о формировании звезд и планетных систем из общего газопылевого диска: после образования звезды протопланетный диск должен вращаться в одном со звездой направлении, и орбиты будущих планет должны более или менее совпадать с плоскостью движения звезды вокруг своей оси. В Солнечной системе и среди уже открытых четырех с половиной сотен экзопланет это правило работало. Но лишь до последнего времени.

Читайте также: Космический каннибализм: материнская звезда поедает планету

Надо сказать, что экзопланеты, то есть планеты у звезд, отличных от Солнца, астрономы ищут пятью основными способами. Их открытие методом транзитов ученые подтверждают другим проверенным методом — с помощью лучевых скоростей. Для этого наличие планеты у звезды вычисляется по колебаниям скорости звезды за счет притяжения со стороны планеты.

В северном полушарии это делается точным спектрометром, установленным на Северном оптическом телескопе на Канарских островах, в южном — спектрометром HARPS 3,6-метрового телескопа Южной европейской обсерватории на горе Ла-Силья в Чили.

И вот не так давно в рамках программы WASP (проект по поиску экзопланет методом транзитов) ученые обнаружили целое скопление небесных тел — сразу девять.

Им удалось измерить угол между плоскостями орбитального вращения найденных экзопланет и плоскостью экватора их звезд-родителей.

Кстати, заодно исследовали и ранее найденные экзопланеты, называемые "горячими юпитерами". Это огромные небесные тела на очень тесных орбитах, которые разогреты излучением близких звезд до температур в сотни, а иногда и за тысячу градусов по Цельсию.

Удивлению астрономов не было предела, когда стало ясно, что плоскость вращения более половины всех изученных горячих юпитеров не совпадает с плоскостью экватора их звезд. Но самым неожиданным открытием стало то, что шесть экзопланет из девяти, в том числе две недавно открытые, вращаются в направлении, противоположном осевому вращению звезды. "Это настоящая бомба, которую мы сбросили на науку об экзопланетах", — обрадовался Амори Трио, сотрудник Женевской обсерватории, участвовавший в исследовании.