Над древним городом скрывался другой мир: лестница привела к реальности, стёртой извержением за миг

Виллы Помпей могли иметь башни, что показала найденная лестница — Popular Mechanics

Неожиданная находка на территории древнего города заставила исследователей иначе взглянуть на одну из самых известных вилл Помпей. Загадочная лестница, долго считавшаяся архитектурной ошибкой, оказалась частью куда более масштабной структуры. Новый цифровой анализ приоткрыл детали утраченного облика города и жизни его элиты. Об этом сообщает издание Popular Mechanics.

Башни над виллами и новые гипотезы археологов

Археологи, изучающие дом Тиаса, обратили внимание на массивную лестницу, которая, по первому впечатлению, не была связана ни с одним помещением нижнего уровня. Исследователи предположили, что её истинное назначение открывается только при взгляде вверх: лестница могла вести к башне, возвышавшейся над крышей виллы. Такой архитектурный элемент обеспечивал богатым жителям панораму города и Неаполитанского залива, что считалось важной частью их социального статуса.

""Затерянные Помпеи" — это верхние этажи зданий, которые имеют решающее значение для понимания жизни в древнем городе", — говорится в заявлении директора Археологического парка Помпеи Габриэля Цухтригаля.

В центре внимания оказалась цифровая реконструкция, созданная на основе сохранившихся фрагментов и исторических свидетельств. Она позволила реконструировать возможный облик утраченных этажей, исчезнувших под весом пепла после извержения Везувия в 79 году н. э. Такой подход объединяет археологические данные с технологиями 3D-моделирования, формируя более цельное представление об архитектуре элитных домов.

Как цифровая археология помогает вернуть утраченное

Учёные из Берлинского университета имени Гумбольдта и Археологического парка Помпеи проанализировали структуру дома Тиаса заново, обращая внимание на обрезанные балки, необычную планировку и элементы, которые могли быть частью более высокого сооружения. Сканирование позволило создать точные цифровые копии существующих фрагментов и достроить предполагаемые элементы верхних этажей, разрушенных при катастрофе.

"Внутреннее убранство нижней части было простым. Это контрастировало с монументальной внешней лестницей, что говорит о представительном характере верхнего уровня", — отмечается в исследовании.

Предполагается, что башня могла достигать 12 метров в высоту и включать несколько этажей, предназначенных для приёмов, отдыха и наблюдений. Такие архитектурные особенности подчёркивали социальный статус владельцев и демонстрировали богатство, сопоставимое с элитой Римской империи.

Новые методы исследования древнего города

Цифровые модели помогают восстановить части сооружений, которые физически исчезли, но присутствуют в археологических данных косвенно. Благодаря неинвазивным исследованиям археологи получают возможность воссоздать недостающие элементы городского пространства и уточнить детали повседневной жизни его жителей.

"Помимо раскопок существует подход, основанный на гипотетических реконструкциях того, что не сохранилось, но дополняет наши знания", — сказал Цухтригал.

Такие методы особенно важны для Помпей, где нижние уровни зданий законсервировались под слоем пепла, а верхние исчезли безвозвратно.

Традиционные раскопки и цифровые реконструкции

Традиционные методы позволяют изучать сохранившиеся предметы и структуры. Цифровые же технологии дают возможность воссоздать недостающие элементы, опираясь на логику архитектуры и исторические источники. Оба подхода дополняют друг друга, обеспечивая более полное понимание городского пространства, включая виллы, их декоративные элементы, планировку и роль башен как символов статуса.

Популярные вопросы

Можно ли считать найденные лестницы доказательством существования башен в элитных домах

Напрямую — нет, но особенности конструкции, разрезанные балки и несоответствия планировки дают косвенные указания, которые цифровые модели помогают интерпретировать.

Почему верхние этажи Помпей не сохранились

Они были разрушены под весом пепла и последующего обрушения крыш. Нижние уровни оказались законсервированы, а верхние исчезли полностью, что делает цифровые реконструкции критически важными.

Что дают археологам новые методы сканирования

Точные 3D-копии деталей зданий, возможность виртуально "сложить" недостающие элементы и проверить гипотезы об их назначении без риска повредить реальные артефакты.

Автор Мария Круглова
Мария Круглова — журналист, корреспондент новостной службы Правда.Ру