Астрономы рассказали про Андромеду больше, чем фантасты

Галактика Туманность Андромеды – наш ближайший сосед во Вселенной – оказалась еще крупнее, чем предполагалось ранее. Вокруг нее обнаружили гигантское звездное гало. Астрономы изумлены его масштабами. Такого, пожалуй, не представляли себе даже знаменитые фантасты.

Открытие, сделанное американскими астрофизиками, предполагает, что соседняя спиральная галактика, также известная под названием M31, достаточно велика. Фактически, «предместья» Андромеды настолько обширны, что почти накладываются на окрестности нашей собственной галактики.

Туманность Андромеды, воспетая многими фантастами, – спиральная галактика, подобная Млечному пути, расположенная приблизительно в 2.5 миллионах световых лет от Земли. Это наибольшая галактика в «местной группе», которая также включает наш Млечный путь и приблизительно 30 галактик меньших размеров.

Спиральные галактики, подобные Андромеде – один из основных типов галактик (до 50 процентов от общего числа). Каждая спиральная галактика имеет ядро, уплощенный диск, в котором располагаются спиральные ветви, и сферическую составляющую, ослабевающую к периферии (галактическую корону). Звезды и межзвездное вещество спиральных галактик вращаются вокруг ядра.

Согласно теории появления крупных галактик, внешнее гало – первый формируемый компонент.

Галактика Андромеда
Диск и центральная выпуклость развиваются некоторое время спустя.

Изучение галактической короны Млечного пути – достаточно сложное занятие, потому что наша Солнечная система как бы «похоронена» внутри галактики; астрономы же не имеют внешнего пункта наблюдения, который бы позволил рассмотреть всю галактику.

Галактические короны отдаленных галактик невозможно оценить, потому что астрономы не могут видеть отдельные звезды.

Туманность Андромеды в этом отношении является идеальной моделью для наблюдений, так как расположена сравнительно недалеко от Земли – это даёт возможность изучать её отдельные звёзды.

Группа исследователей из Калифорнийского университета в городе Санта-Круз (UCSC) обнаружила редкую популяцию гигантских красных звезд. Эти яркие звезды, находящиеся в последней стадии эволюции, непрерывно распределены вокруг Андромеды на расстоянии 500 тысяч световых лет от центра галактики.

«Я был откровенно изумлен тем, насколько громадно это гало», - признался профессор Пурагра Гухатакурта, один из участников научного исследования.

Астроном сказал, что некоторые группы учёных по ошибке идентифицировали внешние части центральной выпуклости Андромеды как ее галактическую корону. Наблюдения, используемые в этом исследовании, были получены благодаря телескопу Хаббл.

Автор Артем Недолужко