Депутат Госдумы Валерий Воротников: "Правовая система в стране начинает реализовываться"

В среду, большинством голосов Госдума приняла в третьем чтении новый Гражданско-процессуальный кодекс России. Ныне действующий ГПК был принят в 1964 году и не отвечает реалиям современной жизни. По словам председателя профильного комитета по законодательству Павла Крашенинникова, новый Кодекс должен стать одним из трех основных документов, на базе которых строится проведение судебно-правовой реформы в России. Этот документ кардинально меняет всю систему гражданского судопроизводства. В частности, упраздняется институт народных заседателей при рассмотрении судами исков по гражданским делам. Значительно сокращается роль прокуратуры в судебном рассмотрении гражданских дел. На вопросы РТР-Вести.Ru ответил заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству Валерий Воротников.

— Валерий Павлович, чем отличается новый проект Гражданского процессуального кодекса от старого?

— В данном случае речь идет о том, что основные процессуальные принципы, которые были заложены в Уголовно-процессуальный кодекс, будут теперь применяться и в гражданском процессе. Это, пожалуй, главное. Хотелось бы отметить, что те новации, которые впервые были апробированы в Уголовно-процессуальном кодексе, в частности, устранение института народных заседателей в процессе судопроизводства, будут использованы и в гражданском процессе. Таким образом, сложные вопросы будут рассматриваться тремя судьями, так же как и в уголовных делах.

Надо сказать, что прежний Кодекс был принят еще в 1964 году и на сегодняшний день он безнадежно устарел. Новый законопроект совершенствует процедуру рассмотрения гражданско-правовых споров. Можно сказать, что наряду с Уголовно-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами этот правовой акт является ключевым в осуществлении правовой реформы в нашей стране.

— То есть, получилось некое "уравнивание" уголовного и гражданского Кодексов?

— Нет, в данном случае речь не идет об уравнивании. Если бы мы говорили об уравнивании, то тогда в России был бы единственный процессуальный Кодекс по всем видам дел. В данном случае особенности гражданского процесса, безусловно, сохраняются. Это касается и сторон в процессе, и в деятельности адвокатуры. С принятием нового Гражданско-процессуального Кодекса расширяются возможности не только для адвокатов, но и для представителей сторон. К ним предъявляются не такие строгие требования, потому что, если говорить об уголовном процессе, то там, в основном, участвуют только лица, а здесь еще и организации, как стороны.

— Какое наказание предусматривает УК за терроризм?

— Вплоть до пожизненного заключения.

— Сегодня многие депутаты высказались за введение смертной казни лицам, совершившим теракт. Поддерживаете ли Вы эту идею?

— Смертная казнь в Уголовном кодексе пока присутствует и, безусловно, терроризм относится к особо опасным преступлениям. Если в России смертная казнь предусмотрена даже за убийство, то за терроризм она тоже имеет место быть.

— Возвращаясь к Гражданскому кодексу. Вы, в принципе, удовлетворены новым проектом, который приняла Дума большинством голосов?

— Да. Только что мы поздравили Владимира Александровича Калягина, который является главным разработчиком этого Кодекса. Мы считаем, что это одно из больших достижений нашего комитета по законодательству. Гражданский кодекс разрабатывался девять лет, практически с момента возникновения Госдумы, как института. И то, что он увидел свет именно в Третьей Госдуме, безусловно, свидетельствует о том, что мы в своей законодательной деятельности все уверенней становимся на устойчивые рельсы. То есть, это свидетельство того, что доктрина совершенствования правовой системы в нашей стране начинает успешно и уверенно реализовываться.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить