Российское кино: гордость Отечества или «фаст-фуд» низкого качества?

Российское кино: гордость Отечества или «фаст-фуд» низкого качества?

В России отмечают 100-летие отечественного кинематографа. Первый русский игровой фильм - «Понизовая вольница», больше известный под названием «Стенька Разин» был снят в 1908 году режиссером Владимиром Ромашовым.

Эта 8-минутная лента - экранизация фрагмента одноименной пьесы Василия Гончарова, которую он написал по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Съемки картины проходили в Петербурге, главную роль исполнил Евгений Петров-Краевский.

Людям свойственно превращать круглую дату в культ. Это всегда удобный повод лишний раз вспомнить, с чего всё начиналось, отметить достижения и подвести итоги. Возможно ли проделать такое с империей кино? Вряд ли. Ведь кинематограф - это, прежде всего, имена: режиссеры, сценаристы, актеры, операторы, композиторы. И, конечно, зрители. И когда на прилавках и книжных развалах появляется новоизданный альманах - «1000 и 1 фильм, который вы должны посмотреть» или «100 фильмов, которые потрясли мир», ничего кроме улыбки это не вызывает.

Загнать хронику целой истории в узкие рамки сомнительных списков, точно подогнав культуру под анкетные данные - всё равно, что объять необъятное. Может быть, достаточно просто любить отечественное кино? И хотя бы однажды побывать в Музее кино, что находится по московскому адресу: м. Академическая, Ул. Кедрова, 14, корп. 3 Именно там сейчас ютится Музей кино после того как почти два года назад он был позорно выгнан из Киноцентра на Красной Пресне, несмотря на протесты многочисленных любителей киноискусства и звёзд мирового арт-хауса во главе с легендарным Годаром. А ведь у него почти 100-летняя предыстория.

В конце 1920-х этот музей был создан в рамках Государственной Академии Художественных Наук, но в 1932 ГАХН упразднили, и собранные Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали. В 1947-м по ходатайству режиссера Сергея Эйзенштейна учреждается Сектор истории кино в Институте истории искусств Академии наук СССР, в 1948 - киноархив (Госфильмофонд), но создание музея кино откладывали и окладывали - на неопределенное время.

В 1960-е годы правление Союза кинематографистов СССР организовывает Музейную комиссию под руководством режиссеров Леонида Трауберга и Сергея Юткевича. Союз начинает строительство киноцентра на Пресне, где должен располагаться кино-музей. Однако строительство затягивается на долгие годы, проект здания много раз перекраивается, но в нем по-прежнему остается Музей кино.

В 1984-м по решению СК в его подразделении приступает к работе Музейный отдел, к марту 1989-го реорганизованный в центральный музей кино. Его рождение совпадает со 100-летием со дня рождения Чарльза Спенсера Чаплина. Леди Уна Чаплин совместно с фирмой «Bubbles» дарит Музею фильм «Великий Диктатор», снятый в 1940 году, показом которого 31 марта открывается большой зал киноцентра. В достроенном здании на Пресне располагаются фондовые хранилища, выставочные залы и система кинозалов, в которых начинается показ отечественного и мирового кино.

В 1992-м музей кино стал самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией, его учредители - Госкомитет РФ по кинематографии, минкультуры России, конфедерация Союзов кинематографистов и Союз кинематографистов РФ, затем к ним присоединился «Совэкспортфильм». В 2001 году было принято решение о придании музею кино статуса - государственного.

У музея три вида деятельности: сбор, систематизация и описание документов и материалов по истории кино-культуры, организация фондовых, тематических и персональных выставок, связанных с кинематографом и систематизированный показ на киноэкранах лучших фильмов, вошедших в сокровищницу отечественного и зарубежного кино или ставших заметными явлениями.

Образовательная программа «Век кино» знакомит зрителя с развитием художественных направлений и школ в истории отечественного киноискусства. В кинозалах, оборудованных универсальной проекцией (для фильмов на пленке 35 мм и 16 мм, для видеокассет всех систем и для DVD) работают тематические кино-клубы.

Своим мнением о нынешнем состоянии российского кинематографа с «Правдой.Ру» поделились драматург Эдуард Володарский и политик Валерия Новодворская.

Эдуард Володарский , президент гильдии кинодраматургов России:

- Наш кинематограф вырос на великих мастерах. Это, в первую очередь, Борис Барнет, Сергей Эйзенштейн, Сергей Бондарчук, Марк Донской, которому в Италии неореалисты поставили памятник. А так же Андрон Кончаловский. Но здесь оговорюсь: только до его отъезда в Голливуд, где он как режиссер сильно изменился в худшую сторону и по возвращению снимал, главным образом, гадость. Чуть не забыл! Великолепный Григорий Чухрай, которого очень люблю - за одну только «Балладу о солдате». Среди достойных имён сегодняшнего дня, - Эльдар Рязанов, Никита Михалков. Если говорить о том, какое место занимает наше кино в мировом кинематографе, то я полагаю - оно не из ведущих…

Точнее сказать сложно, поскольку, к моему большому сожалению, современный отечественный кинематограф подражает Западу. Я бы назвал это своеобразным «кинематографическим макдональдсом». Впрочем, для меня это не так важно. Главное то, что отечественное кино значит для русского зрителя. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы мы смогли разобраться: как и в каком направлении должно развиваться наше родное кино?

Валерия Новодворская, муза Константина Борового:

- Мои любимые режиссеры - Андрей Тарковский и Александр Сокуров. Все их картины готова пересматривать неоднократно, постоянно. Я абсолютно убеждена в том, что именно они внесли ценнейший вклад в развитие отечественного кинематографа. К сожалению, сегодня дела обстоят иначе.

Наше современное кино не развивается, а деградирует! Мне бы очень хотелось пожелать «новомодным режиссерам» следовать замечательной фразе Луи Арагона: «Если тебе нечего сказать - молчи. Если есть, - говори и не ври!». А зрителям я советую – искусственно не повышать рейтинги и не обеспечивать кассовые сборы тем фильмам, которые не заслуживают нашего с вами внимания.

Автор Елена Тхорова
Елена Тхорова (Савкова) — (родилась в г. Кировск, Мурманская область) — журналист, редактор
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить