"Список Магнитского" скоро лопнет

Утром в  газете - вечером в куплете. В феврале  этого года Координационный совет  оппозиции высказался за расширение т.н. "списка Магнитского", предложив  включить в него главу Следственного  комитета Александра Бастрыкина, судью Ольгу Егорову и ряд других "врагов демократии".

А спустя полтора месяца американский конгрессмен Джеймс Макговерн передает в администрацию президента США расширенный вариант списка, включающий фамилии 280 российских чиновников, в том числе Бастрыкина, Егорову...

Тут уж впору  говорить о телепатической связи  между российскими оппозиционерами  с Болотной площади и американскими  конгрессменами. Хотя, может быть, никакой  телепатии здесь и нет, и стороны  взаимодействуют посредством легко  доступных средств связи - например, посредством электронной корреспонденции. Или же по старинке, из рук в руки. Как это, собственно, неоднократно проделывал Борис Немцов, видимо не доверяющий в этом ответственном деле посредникам.

Но как бы то ни было, в некоторых российских оппозиционных изданиях "список Макговерна" уже появился. Там и следовататели Следственного комитета, и представители Генпрокуратуры, и судьи, и работники ФСИН... Хотя, в общем-то, не факт, что это именно тот самый список. Фантазии не хватит что ли аналогичный писок составить?

Странно, кстати, что оппозиционеры из России не воспользовались формой для подачи петиций на сайте Белого дома, куда раньше, под видом американских налогоплательщиков, обращались с просьбой о включении в "список Магнитского" Владимира Путина и депутатов Госдумы, утвердивших "закон Димы Яковлева".

Впрочем, надо признать, что теми своими обращениями  наши "болотные" изрядно дискредитировали эту форму американской демократии, поскольку оказалось, что направить  президенту США петицию с требованием  чего-либо, а также подписаться  под ней может любой желающий. Причём может сделать это неограниченное количество раз.

А уж после  того, как на том же самом сайте  появилась петиция от имени Марка  Фейгина (так зовут одного из бывших адвокатов Pussy Riot), который требовал от Барака Обамы закрыть российский Координационный совет оппозиции, поскольку тот "тратит слишком много денег налогоплательщиков без какого-либо видимого эффекта"... Петицию, конечно, удалили. Но, видимо, российским "несогласным" порекомендовали больше не позорить "вашингтонский обком". Возможно, что тем самым телепатическим способом. По крайней мере, американские налогоплательщики перестали интересоваться событиями в далёкой России.

Но вернёмся к "акту Магнитского", который  Барак Обама подписал 14 декабря  прошлого года. Закон вводил персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России. Список этих самых лиц, ранее представленный главе США, должен был быть опубликован и передан в Палату представителей Конгресса в течение 120 дней после его вступления в силу. То есть до 13 апреля сего года.

И вот тут-то просыпается Макговерн, предлагая  расширить готовый к публикации список до 280 человек вместо прежних 60. Чем шокирует абсолютно всех. Включая  администрацию американского Белого дома.

"Мы хотим  убедиться в том, что администрация  претворяет в жизнь закон в  том самом духе, в котором он  был принят Конгрессом. Мы это  делали не для пресс-релиза, а  из-за ухудшающейся ситуации с  правами человека в России", - цитирует блог The Cable слова Макговерна. При этом республиканец-конгрессмен непрозрачно намекает на коррупцию в Белом доме. Дескать, президентская администрация и раньше сопротивлялась принятию "акта Магнитского", а сейчас ищут возможности для принятия урезанной версии списка. "Я понимаю политическую сложность, с которой сталкивается администрация, но если она будет придерживаться ограниченного взгляда на билль Магнитского, это будет подмигиванием и кивком в сторону приверженцам жесткой линии в России и знаком того, что они победили", - жжот глаголом Макговерн.

Представители администрации Барака Обамы действительно  ранее заявляли, что будут составлять санкционные списки, опираясь на четкие критерии доказанности вины претендентов.

Правда, в  этом случае не понятно, кто вообще может туда войти, поскольку никаких судебных решений в отношении фигурантов "списка Магнитского" не было. Более того, коли речь зашла о доказанности вины, то администрации Барака Обамы стоило бы обратить внимание на категорический отказ главы инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера выступать ответчиком по иску о клевете, поданного в Высокий суд Лондона бывшим следователем МВД России Павлом Карповым, чья фамилия также фигурирует в этом списке.

Кроме того, если администрация Белого дома примет дополнения от Макговерна, то создаст тем самым опасный (в первую очередь для себя) прецедент, поскольку конрессмен-скандалист далеко не единственный, кто выступает со своим вариантом состава "списка Магнитского". А значит, окружению Барака Обамы придётся разгребать сотни аналогичных обращений, авторы которых предлагают распространить санкции едва ли не всех представителей верховной власти, чиновников, депутатов, глав региональных администраций и т.д. В общем, окажется в крайне нелепом положении, выйти из которого без серьёзных репутационных потерь вряд ли удастся.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить