У "войны" провокационное лицо

На днях случилось то, чего публика, в принципе, ожидала давно. В Москве арестованы участники скандально известной арт-группы "Война". Причиной их задержания стала акция "Дворцовый переворот", во время которой за одну только ночь в Санкт-Петербурге были перевернуты несколько автомобилей правоохранительных органов. За этот оригинальный "перформанс", вызвавший немало споров, задержанным грозит до пяти лет лишения свободы. Однако должны ли "хулиганы от искусства", пусть и вышедшие за пределы правового поля, нести наказание?

О задержании трех участников радикальной художественной группы (среди которых оказался и Леонид Николаев, прославившийся пробегом по машине ФСО с синим ведерком на голове) стало известно еще в понедельник. На следующий день задержанных этапировали в северную столицу. В среду Дзержинский районный суд Петербурга арестовал двух представителей арт-группы до предъявления официального обвинения.

Задержанным, скорее всего, будет предъявлено обвинение по статье 213 УК РФ, часть вторая ("Хулиганство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой"). Данная статья предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или лишение свободы на срок до пяти лет.

Свою скандальную деятельность группа "Война", известная рядом провокационных акций, ведет уже не первый год. Среди самых громких и широко обсуждаемых провокаций — массовое совокупление в помещениях Государственного биологического музея имени Тимирязева и изображение гигантского фаллоса на проезжей части Литейного моста в Санкт-Петербурге. До последнего момента "акционистам" (а именно к этому направлению в современном искусстве себя причисляют члены арт-группы) более-менее удавалось оставаться в рамках разумного — поэтому дальше обвинений в мелком хулиганстве дело не доходило.

Однако в середине сентября периодически эпатирующие публику художники разместили в интернете видеоролик, где несколько членов объединения переворачивают милицейский автомобиль возле Михайловского замка в Петербурге. При этом члены группы утверждали, что в ночь на 16 сентября, выразив таким образом свое отношение к милиции, перевернули несколько патрульных машин. Также они заявляли, что один из автомобилей перевернули прямо вместе с находившимся в салоне милиционером…

Первым "звонком" для арт-экстремалов стал вызов одного из участников группы для "беседы" в петербургское отделение Центра по борьбе с экстремизмом. Как и следовало ожидать, беседа касалась в основном обстоятельств последней выходки "художников". Причем уже тогда интернет-сообщество задалось вопросом: это было профилактическое мероприятие или "Война" действительно доигралась?

Фото: AP

К тому же обсуждая последнюю скандальную акцию "Войны" ряд блогеров и экспертов (включая самых либеральных) прямо заявили, что подобными действиями скандальная арт-группа "перешла грань между перфомансом и преступлением", предрекая тем самым заигравшимся товарищам ответственность перед законом.

Но, судя по всему, предупреждение на художников не подействовало. И теперь за свои дела участникам скандально известной арт-группы придется расплачиваться. Впрочем, к этому все и шло. И именно ареста, как окончательного признания художественных талантов, как раз и добивались члены "воинствующей" арт-группировки. Вопрос заключался лишь в том, "когда их арестуют и сколько впаяют?"

А "впаяют", видимо, по полной. Дело в том, что "свободные художники" своим "Дворцовым переворотом" вышли за рамки не только искусства, но и за пределы правового поля. И в случае с последней самой нашумевшей акцией арт-группы имеет смысл говорить уже не о социальном протесте, выраженном особыми провокационными художественными средствами, а об уголовном преступлении.

Даже художественные критики сошлись во мнении, что в акциях арт-группы остается все меньше эстетической составляющей и все больше социально-политического протеста, граничащего с анархией и обычными хулиганскими выходками. Отсюда, впрочем, и квалификация поступков задержанных, подпадающая под административное или даже уголовное наказание.

Также читайте: Профилактика искусства "Войны"

К примеру, народный художник России, председатель Московского отделения Союза художников России Сергей Горяев, комментируя деятельность арт-группы "Война", назвал изображение фаллический символ на Литейном мосту напротив здания ФСБ остроумной акцией. "В этом есть хотя бы элемент провокационной художественной акции, — сказал он в интервью "Правде.Ру". — Однако переворачивать автомобили с сотрудниками милиции, это уже злостное хулиганство, это уже статья Уголовного кодекса".

"Считать это художественной акцией, с моей точки зрения странно", — отметил Сергей Горяев. "Все современное искусство во многом рассчитано на провокативность действий художника, — пояснил председатель Московского отделения Союза художников. — Но иногда это принимает такие формы, что переходит границы искусства и становится просто антисоциальным действием".

"Любой член общества должен соблюдать законы общества, в котором он живет. Он может сознательно их нарушать, зная, что понесет за это наказание, но всему есть мера. И искусство является искусством только потому, что в нем есть чувство меры. Как только оно теряется в любую сторону — в сторону или слишком большой эстетизации, или наоборот контркультурных каких-то элементов, это перестает быть искусством как таковым", — заключил Сергей Горяев.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить