Семейный табор уходит в небо

- Светлана Андреевна, как все-таки правильно ставить ударение в вашей фамилии: на первый или последний слог?

- На последний, ведь это фамилия французская. Она принадлежит моей прабабушке. В мамином роду много кровей перемешалось: и венгерская, и русская, и австрийская. А по паспорту я — Фомичева, это фамилия папы, он у меня русский.

- Как же Андрей Фомичев попал в Молдавию?

- Папа родом из Воронежской области. Зооотехник по образованию, он еще молодым ушел на фронт. А после войны его послали в Молдавию. Здесь он поступил в институт, где и познакомился с моей мамой. Женился и осел здесь навсегда.

- В детстве, как и все девочки, мечтали, вероятно, стать актрисой?

- Ничего подобного. В мечтах я себя видела следователем прокуратуры или, на худой конец, адвокатом. Потому и поступила на юридический факультет кишиневского университета.

- Но уже через год стали кинозвездой, снявшись в фильме Эмиля Лотяну "Красные поляны"...

- Как-то я ждала на остановке троллейбус, и ко мне подошел Эмиль Лотяну. Он только начинал тогда съемки нового фильма, а актрису на главную роль не нашел. На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну — человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней.

Светлана Тома - И, как водится, кроме совместной работы начался еще и роман...

- У нас с Лотяну были сложные отношения. Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль — очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было непросто, хотя по характеру я натура покладистая, неконфликтная.

- Но союз с Лотяну подарил вам самую лучшую вашу роль — Раду в фильме "Табор уходит в небо"...

- Однако до этого я уже сыграла цыганку Машу в "Живом трупе", экранизации пьесы Льва Толстого. Но "Табор" - это, конечно, был огромный успех, триумф и у нас в стране, и за рубежом. Картина получила Гран-при на МКФ в Сан-Себастьяне в 1976 году, а у меня самой за эту картину несколько личных международных призов за лучшую женскую роль. Хотя есть и обратная сторона этой славы. После "Табора" меня в основном снимали только в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку...

- Светлана Андреевна, насколько мне известно, ваш второй муж, отец Ирины Лачиной (вашей дочери), тоже был актером?

- Это грустная история. Нам недолго довелось быть вместе. Олег Лачин был начинающим актером. Он погиб в 26 лет, когда нашей Иришке было всего восемь месяцев. Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители. Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней. Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой.

- Ваша дочь уже стала известной театральной актрисой, много снимается в кино...

- Я очень рада за нее. У Ирины есть прекрасные работы на сцене. А в кино первую свою главную роль она сыграла в фильме Всеволода Шиловского "Блуждающие звезды", в котором снималась и я. Ира тогда только окончила школу. Но съемки шли так долго, что она успела закончить учебу в Щукинском, выйти замуж за однокурсника и родить дочку.

- Кто или что помогает снимать стресс?

- Моя большая любовь — кошки. У меня их когда-то было целых три штуки. А у дочери их сейчас пятеро.

Ирина Лачина ИРИНА ЛАЧИНА: ЛЕДИ, ТИГРИЦА И БОМЖ...

В отличие от мамы, в цыганском происхождении которой нет сомнения, наверное, ни у одного зрителя, посмотревшего "Табор...", Ирина ЛАЧИНА абсолютно светская особа. Вытянутая в струнку столичная эмансипе. От мамы разве что улыбка во весь рот.

- Окончив школу с золотой медалью, вы пошли работать на почту. Почему?

- Я не стала сразу поступать в театральный институт, чтобы разобраться в себе. Боялась, что желание стать актрисой у меня по инерции. По стопам известной мамы и все такое. С почты ушла на киностудию, когда поняла: сцена — это мое. До института я работала помощником монтажера и получила диплом.

- Любого, выбравшего профессию известного родителя, с ним сравнивают, вы поэтому скрываете, чья дочь?

- Не скрываю. Не афиширую. В детстве скрывала. А сегодня я — это я, и хочу состояться сама. Мама оставила свой след в истории кино. Посмотрим, чего стою я. Вне мамы.

- Вы сыграли много главных ролей в театре и кино. А популярность — время такое — пришла после сериалов. Вас не смущает, что "Леди бомж" может стать вашей визиткой?

- Я не считаю, что в "Леди бомж" сыграла все, что могла. Или как мама в "Таборе..." - великую роль. Я работала так, чтобы мне не было стыдно, и помнила, что деньги, которые получу за роль, съедятся, а, как говорила Раневская, позор останется.

- Трудно столичной штучке играть бомжа?

- Я не столичная штучка, и характер моей "Леди..." схож с моим. Мы обе сильные, не сдаемся перед трудностями, знаем, чего хотим, поэтому можно сымитировать ситуацию. А внешние факторы — тюрьма, бомж... От тюрьмы и сумы... Да?

- В жизни бомжей знаете?

Ирина Лачина - Нет. Я вижу этих людей, но не знаю их и их судеб и не имею права говорить о нихчто-либо плохое, но они часто сознательно делают выбор. Мой персонаж — бомж не по своей воле. Бомжи, нелегалы в Москву едут, а моя героиня возвращается туда, где жила. Мама тоже в быту цыган не знала. В жизни никто не знает, что нас ждет, а уж как это сыграть — тем более. Лепить же с кого-то своего героя — это глупо.

- Ого, резко.

- Я знаю, что произвожу впечатление самоуверенного человека. Что ж, значит, цель достигнута. Это характер. Человек с ним рождается, я это поняла на своей дочери. В детстве я не любила платья, бантики, но семья во мне личность не убила, вот я и умею быть разной. Причем моментально. Романтичной? Запросто. Мягкой и женственной? По настроению.

- Вы не признаете авторитетов?

- Моя природа с ними никак не совмещается.

- К совету прислушаетесь?

- Я его выслушаю. Другое дело, последую я ему или нет.

- Вы светский человек?

- Тусовку не люблю, она выхолащивает. Человек должен решить, что важнее — самореализоваться в профессии или самоутвердиться в тусовке, которая забирает столько же сил, сколько работа.

- Все равно где работать — Москва, Нью-Йорк, необитаемый остров?

- Я работала в Париже, Нью-Йорке, в Англии, но жить там я бы не смогла. Есть люди, которые выросли здесь, но как рыба в воде там. Я города, как и людей, определяю каким-то шестым чувством в первый миг: мой — не мой. Первое впечатление, пока разум не включен, оно верное. И человека, и город я встречаю не по одежке. Мне важно глянуть в глаза и уловить, что я к нему испытываю. Нью-Йорк по ритму жизни и энергетике похож на Москву. Для работы — идеальный город. Все четко, выверено, но в отличие от Москвы, где все на авось, он холодный, иерархичный. Люди на людей не из своей корпорации смотрят, как на плесень. Может, им Москва и кажется большой деревней, но Москва — квинтэссенция всего моего.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить