Пьеса А.Н.Островского на сцене филиала Малого театра БЕДНОСТЬ — НЕ ПОРОК

А.Н Островский, прекрасно знавший столичную и провинциальную жизнь господ и простых людей, чаще всего называл свои пьесы “комедиями”. Иногда, по причинам известным одному лишь автору, давал своим детищам подзаголовки: “картины московской или провинциальной жизни”, “сцены из жизни захолустья”. Именно так он обозначил редко идущую на театральных подмостках пьесу “Трудовой хлеб” (последний раз москвичи могли ее видеть более сорока пяти лет назад). Конечно, комедией эту работу не назовешь, скорее это — мелодрама.

Режиссер А.Коршунов не стремиться осовременить драматурга, не сдвигает акценты, он ненавязчиво, в духе самого Островского, направляет блестящий актерский состав спектакля в нужное русло.
В доме Корпелова (в потрясающем исполнении В.Баринова) — бедно и не сытно, зато с песнями и переплясами, с добротой и любовью. Человек он образованный, свободный и честный, но не лишенный житейских изъянов: бутыль с живительной влагой весьма ему по душе. Это совсем не мешает герою оставаться стойким в незыблемости человеческих и моральных ценностей, а “философская” романтика, мягкий юмор помогают любить жизнь, хоть дохода не прибавляют. Тем ярче виден контраст противоположного персонажа: спесь и цинизм богатого Потрохова (актер А.Клюквин), бывшего сокурсника Корпелова, смешны и страшны одновременно. Он как бы совмещает в себе кокетство кающегося Обломова с хамством Ноздрева — сплошь непрерывная цепь страданий от денег и скуки.
И очень современным становится образ молодого “русского” (актер Д.Зеничев), начинавшего совсем недавно с копеечного бизнеса, а ныне ставшего хозяином лавки и дома, в котором живут герои пьесы. Он еще не потерял умения ценить и любить, еще остается человеком, хотя звук презренного металла уже греет его душу и кошелек.
Когда смотришь сменяющиеся перед глазами картины, близко видишь лица актеров, их искреннюю игру или жизнь(?) перед публикой — зал в филиале Малого театра очень камерный, всего восемь рядов, обмануть зрителя практически невозможно — то становишься невольным соучастником происходящего на сцене, входишь в жизнь спектакля, плачешь с обманутой героиней и веришь в не очень-то счастливый конец пьесы, потому что так было сто лет назад (пьеса впервые была поставлена в 1874 году), так происходит и сегодня. Сохраняя достоинство, бедный человек презирает “бешеные деньги”, гордясь своими, пусть небольшими, но честно заработанными.

Ирина МАЙОРОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *