Еврокомиссия, чья непреодолимая страсть к бюрократизации всех сфер жизни и деятельности европейского населения давно известна в самых комических ее проявлениях, добралась и до России. В составленный еврочиновниками черный список авиакомпаний, "недостаточно внимательных к потребителю", вошел отечественный "Аэрофлот".
В формулировке, которую употребили члены проводившей проверку комиссии ЕС, проблемная ситуация значится как "введение клиентов в заблуждение относительно цены билета при его покупке с помощью электронной системы продажи на сайте авиакомпании". Суть претензии заключается в том, что пользователь не видит сразу конечной цены, а узнает ее только после ввода всех требуемых для приобретения билета параметров.
"Очень непросто со всеми этими ценами, - пояснил "Правде.Ру" начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Константин Сеничкин. - Существует более десятка, а может быть, и несколько десятков различных тарифов.
Цена зависит от срока приобретения билета (чем раньше, тем дешевле), от класса, имеются скидки для постоянных клиентов, при семейных перелетах, при покупке билетов с фиксированной датой обратного вылета. В итоге на одно и то же место, на один и тот же рейс можно купить билеты по совершенно разной цене - в зависимости от условий. А их определяет конкретно каждая авиакомпания. И без этого не обойтись".
Получается с точностью до наоборот: если на сайте сразу будет указываться цена билета без учета тарифов, то потребители на этом только проиграют. Одно дело, к примеру, покупать билеты на трех человек, путешествующих вместе, и другое - билеты на семью, в таком случае можно получить скидку. Тарификация как раз и обеспечивает индивидуальный подход, и не стоит недооценивать интеллект пользователей в работе с электронной "кассой".
Но у инспекторов Еврокомиссии своя точка зрения. Они проверяли системы электронной продажи билетов для жителей стран ЕС и оценивали их по ряду критериев.
Среди них - удобство интерфейса, ясность изложения информации на разных языках, адекватность указанной на сайте цены реальной стоимости билета, сложность и длительность процесса бронирования, наличие встроенного конвертера валют и указание способов связи с администрацией авиакомпании, а также доступность сведений о скидках и специальных акциях.
Составленный по итогам интернет-инспекции черный список, помимо "Аэрофлота" включает авиакомпании Emirates, американскую Northwest, греческую Olympic, "Турецкие авиалинии" и марокканскую Royal Air.
"Итоги нашей проверки - это сигнал не о том, что у этих авиаперевозчиков есть некоторые проблемы, - заявила на пресс-конференции специальный уполномоченный ЕС по защите прав потребителей Меглена Кунева. - Это сигнал о том, что эти компании не хотят уделять больше внимания проблемам своих клиентов".
Трудно судить об остальных авиаперевозчиках и их отношении к пассажирам, но по части несоответствия указанной на сайте и реальной цены на "Аэрофлот" жалоб и обращений не поступало, сообщили "Правде.Ру" в Управлении защиты прав потребителей Роспотребнадзора.
При всей внешней серьезности претензий на деле Еврокомиссия снова играет в свои бюрократические игры. Так, в черный список должны были попасть авиагиганты Air France-KLM и British Airways, но не попали, потому что заблаговременно узнали о его составлении и подсуетились - навели контакт с брюссельскими чиновниками и клятвенно пообещали, что "больше не будут".
Проблем с элетронной системой продаж, как выясняется, нет только у тех, кто ее и не имеет. Разного рода предупреждения Еврокомиссия за последнее время делала всем мало-мальски известным авиакомпаниям, обслуживающим страны ЕС, - испанской Iberia, "Скандинавским авиалиниям" (SAS) и португальской TAP, Finnair, мальтийской Air Malta и румынской Tarom, немецкой Lufthansa, итальянской Alitalia, ирландским Aer Lingus и Ryanair, "Австрийским авиалиниям", польской Lot, "Брюссельским авиалиниям", швейцарской Swiss и базирующейся в Лондоне Easyjet.
По словам Куневой, Еврокомиссия рассчитывает на то, что все выявленные инспекторами "недостатки" будут исправлены авиакомпаниями до конца июня нынешнего года, в противном случае "планируется принять
соответствующие меры".
Какие именно, естественно, не указано. И остается только догадываться, что сказали бы проверяющие от ЕС по поводу остальных российских авиаперевозчиков.
Читайте самые свежие новости на главной странице .