Найдена "родина" эпидемий холеры

Один и тот же штамм холерного вибриона вызывал все современные эпидемии холеры в Африке и Америке. А "родиной" этого штамма является юно-восточная Азия.

Как рассказывает в статье, опубликованной в журнале Science ведущий специалист ВОЗ по холере Доминик Легрос, на территории Африки и Америки нет локальных резервуаров этих штаммов микробов.

Это значит, что потенциальные очаги холеры в этих частях света можно полностью ликвидировать, а ВОЗ сможет уменьшить число смертей от холеры на 90% к 2030 году.

У бактерии Vibrio cholerae есть две разновидности: "классическая", которая была причиной эпидемий 19 века, и "современная", Эль-Тор, получившая свое название по городу в Египте, где была выявлена в 1950 году. Именно она вызывает большую часть эпидемий с 1960-х годов. Сегодня от холеры, по оценкам ВОЗ, умирает примерно 120 тысяч человек.

Неизвестно, почему Эль-Тор сменил классическую разновидность холеры, ответ на этот вопрос ученые пытаются найти уже несколько, изучая "воскрешенную" ДНК средневекового холерного вибриона. Вдобавок, сама родина Эль-Тора остается неизвестной для ученых, как и то, как распространяется этот микроб.

Генетик Николас Томпсон из Института Сангера (Великобритания), и его коллеги нашли ответ на эту историческую загадку. Для этого исследователи на протяжении нескольких десятилетий собирали и анализировали ДНК холерных вибрионов, вызывавших крупные эпидемии на территории Латинской Америки и Африки в последние 50 лет.

В общей сложности ученым удалось собрать семь сотен образцов микробов, размножить их и полностью расшифровать их ДНК.

Как оказалось, две крупных эпидемии холеры в Латинской Америке, возникшие в 1991 и 2010 годах, а также 11 вспышек этой болезни в Африке были вызваны одним и тем же штаммом микроба, родиной которого является берега Бенгальского залива и другие регионы Южной и Юго-Восточной Азии.

Это означает, что все эпидемии были напрямую "завезены" из Азии. Если бы холерный вибрион жил на территории Африки или Америки долгое время, то тогда бы в его ДНК неизбежно появились новые мутации, но ничего подобного ученые не зафиксировали.

Это открытие заинтересует не только историков, но и медиков: "импортный" характер эпидемий холеры позволяет отслеживать их источники и активно бороться с ними, раскрывая цепочки распространения этих микробов по миру по наличию мелких мутаций в ДНК бактерии.

Анализируя "путешествия" заболевания, можно спасти жизни десятков тысяч людей, если перекрыть основные пути миграции ее распространителей.