Почему человек уходит в запой? Ответ нашли генетики

Ученые нашли ген, который заставляет человека уходить в запой

Проведя ряд экспериментов и превратив подопытных мышей в запойных алкоголиков, генетики из США выяснили, что причиной безудержного пьянства может быть поврежденный или мутировавший ген GIRL3. Статью о своих исследованиях ученые опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

За синтез белка в организме человека отвечает особый ген GIRK3. Проводя опыты на лабораторных мышах, ученые из Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США)  выяснили, что при нарушении или отсутствии этого гена, мыши начинали пить слишком много. Происходило это либо оттого, что удовольствия от полученной дозы алкоголя грызуны получали больше, что заставляет их требовать "продолжения банкета", либо напротив, удовольствия они получают меньше и поэтому им приходится выпивать больше для достижения того же состояния.

Исследователи нашли потенциальное объяснение тому, почему некоторые люди более склонны к запойному алкоголизму, чем другие, наблюдая за изменениями в работе мозга при появлении в нем больших количеств молекул этилового спирта.

Экспериментируя на отдельных нервных клетках в предыдущие годы, авторы статьи и многие другие группы ученых заметили, что алкоголь сильно влияет на работу особых каналов на поверхности нейронов, которые кодируются генами из семейства GIRK. Эти каналы играют важную роль в жизни клеток, управляя силой вырабатываемого ими сигнала.

Биологи сконцентрировали свое внимание на гене и белке GIRK3, через который действует кокаин и оксибутират натрия (популярный уличный стимулятор). Они проверили, связан ли он с формированием зависимости или другими проявлениями алкоголизма, повредив данный ген в ДНК нейронов мозга мыши.

Изначально ученые не видели сильных изменений - генномодифицированные мыши столь же охотно употребляли алкоголь и столь же быстро выводили его из крови, как и их нормальные родичи. Однако когда Конте и ее коллеги перешли к экспериментам, имитирующим многочасовые посиделки в баре, они раскрыли неожиданный эффект.

Когда мыши имели доступ к алкоголю только на протяжении двух часов в сутки, грызуны с отключенным геном GIRK3 в прямом смысле напивались в стельку, выпивая намного больше спирта, чем их нормальные сородичи.

По словам ученых, данный эффект связан с тем, что в организме нормальных мышей алкоголь усиливает частоту и силу импульсов в центре удовольствия, действуя на каналы GIRK3 и заставляя их пропускать больше ионов внутрь нейронов, чем этого требуется.

Поэтому, по всей видимости, ближе к действительности второе предположение - мыши с удаленным геном GIRK3 могут уходить в запой по той причине, что алкоголь начинает действовать на них слабее, чем на их нормальных сородичей.

Что интересно, добавление дополнительных копий этого гена в центр удовольствия в мозге мышей приводило к обратному эффекту - такие грызуны пили значительно меньше, чем особи из контрольной группы.

Результаты исследований генетиков дают надежду на то, что медицина поможет справиться с проблемой запойного пьянства. Осталось только синтезировать вещество, способное  усилить работу GIRK3 в организме запойных алкоголиков, что поможет им не впадать в запой.

Сегодня генная инженерия - очень популярная область научных исследований. К примеру, недавно китайские ученые смогли совершить очередной прорыв в этой области. Впервые удалось видоизменить геном эмбриона человека. В эксперименте были использованы нежизнеспособные зародыши, полученные из клиник планирования семьи.