Ученые рассказали о пользе ритуальных убийств

Практика жертвоприношений способствовала поддержанию порядка в разобщенных обществах. Однако в момент, когда общество становится более целостным, ритуальные убийства начинают давать абсолютно противоположный эффект и способствовать обратному расслоению общества. Такие выводы сделала группа исследователей из Германии и Новой Зеландии, свою теории ученые подтвердили математическими моделями.

"Согласно гипотезе социального контроля, человеческие жертвоприношения легитимируют политическую власть и систему социальных классов, работают на стабилизацию расслоенного общества", — говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

В статье западных исследователей также отмечается, что практика жертвоприношений в разное время могла выступать как форма социального катарсиса, обоснование политических конфликтов и инструмент усиления власти. Кроме того, "в сочетании с каннибализмом, ритуальные убийства были средством преодоления дефицита белка", полагают ученые.

Учёные поставили перед собой задачу проверить взаимосвязь между жертвоприношениями и стабильностью в обществе, которое использует данную практику. Чтобы подтвердить свои предположения, исследователи обработали данные о культуре 93-х австронезийских народностей тихоокеанских островов.

Исследования проводились по следующей методике: ученые распределили все выбранные народности на три категории — эгалитарные (то есть равные), а также со средним и высоким социальным расслоением.

По данным ученых, ритуальные убийства практиковали 43 процента выделенных народностей, из них 25 процентов были эгалитарными, 37 процентов — средне расслоенные и 67 процентов — народности с высоким показателем расслоения общества.

В результате расчётов ученые пришли к выводу, что в сильно расслоенных общества жертвоприношения поддерживали стабильность и порядок. Однако, чем выше становился уровень сплоченности общества, тем меньше жертвоприношения помогали удержанию порядка. Даже наоборот, наличие ритуальных убийств в объединённых обществах приводило к их разъединению.

В случае с эгалитарными обществами такая взаимосвязь прослеживалась не так явно.

В конце своей работы ученые сделали вывод, что ритуальные убийства послужили причиной перехода человечества от небольших эгалитарных обществ к сильно расслоенным общностям. В таком состоянии живёт подавляющая часть современных людей, подчеркнули ученые.