Астрономы предположили, что "водные миры" ледяных планет необитаемы

Едва ли на ледяных экзопланетах может быть жизнь, считают астрономы. Все дело в том, что стоит на их поверхности повыситься температуре, как они сразу превратятся в огромные парники.

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, исследователи из университета Пекина сообщили, что они не согласны с мнением коллег, которые считают, что ледяные миры могут стать обитаемыми, если яркость их светила повысится и их ледяная оболочка будет растоплена.

На самом деле это невозможно для экзопланет, не имеющих суши и которые похожи по размерам на Энцелад и Европу.

Они сразу превращаются из "ледышки" в "парник" минуя фазу, во время которой они напоминают Землю", — пишут Цзюнь Ян из университета Пекина (Китай) и его коллеги.

Благодаря телескопу "Кеплер" и ряду наземных обсерваторий за последние годы было открыто несколько десятков планет, которые не являются небольшими или крупными аналогами Земли или же газовыми гигантами, а своеобразными "водными мирами", состоящими почти полностью из воды.

Возможно, что эти планеты могут состоять как из жидкой воды, так и быть покрыты толстой коркой льда, которая скрывает под собой гигантский подледный океан.

Китайские ученые отмечают, что климат таких водных миров будет зависеть от двух отличительных свойств воды — то, что она хорошо отражает тепло и свет в замороженном состоянии и удерживает тепло в парообразном состоянии.

Ян и его коллеги создали компьютерную модель аналога Солнечной системы, в которой вокруг звезды вращалась планета, похожая по своим размерам и свойствам на Энцелад или Европу. Ученые постепенно повышали яркость светила, имитируя то, что происходило с Солнцем в последние 3-4 миллиарда лет, за которые его яркость выросла на 30%.

Результат эксперимента был неожиданным: оказалось, что "водные миры" могут существовать лишь в двух формах — в формате полностью замороженного шара из льда и в виде гигантского парника, в котором вся вода превратилась в пар.

Почему же Земля избежала участи "гигантского парника"? Возможно, что уникальная судьба нашей планеты объясняется тем, что ее поверхность покрыта не только водой, но и участками суши.

Взаимодействие между молекулами СО2, воды и силикатными горными породами, как отмечают ученые, удаляло излишки парниковых газов из атмосферы и возвращало их назад вместе с извержениями вулканов и другими видами геологической активности, мешая превращению Земли в парник и помогая ей "разморозиться" при превращении в ледяной шар.

Проведенные исследования заставили китайских ученых усомниться в обитаемости "водных миров", которые в последние годы смогли открыти астрономы. На самом деле эти планеты совершенно не подходят для зарождения жизни.