Эксперт: Люди без образования ничего не поймут в своих медкартах

Врачей защитят от "экстремизма" пациентов

С конца ноября в российской медицине вводятся новые правила. Врачей обяжут показывать записи, сделанные во время приема, пациенту. Получить свои карты на руки больные смогут в течение месяца. Врачи к нововведению относятся спокойно, ссылаясь на то, что люди нечасто хотят знать, что пишут медики в их документах. Эксперты же опасаются, что 30 дней — слишком большой срок для выполнения требований больного.

Как новшество скажется на пациентах и медиках, Правда.Ру узнала у депутата Госдумы 6-го созыва, заслуженного врача РФ Ларисы Фечиной.

— Нужно ли пациентам знать, что пишут врачи в медкарте?

— Первое, что я хотела бы сказать: конечно, очень тяжело осознавать то, что уровень доверия между пациентами и врачами сегодня невелик. Тогда, наверное, и вопрос ставился бы несколько по-другому. На самом деле, врачебная тайна, она принадлежит всецело пациенту, и поэтому, конечно, пациент имеет право знать о том, что пишет про него врач в амбулаторной карте или в истории болезни. Но это очень серьезный документ, который ни в коем случае не должен быть утерян, из него не должно пропасть ни одного листочка информации. Тот вариант, который предлагает сейчас Минздрав, о том, чтобы выделить специальное помещение, где пациент мог бы ознакомится со своей историей болезни, выделить специальное время и делать это исключительно по письменному запросу, чтобы не было повода утащить куда-то эту историю, унести с собой и так далее, наверно, это на сегодняшний день разумный выход для того, чтобы пациент понимал, что он имеет право и возможность знакомиться со своей историей болезни. Другое дело, что для пациента как для человека не вполне подготовленного многие записи врачей могут оказаться непонятными, и здесь, я думаю, большую роль играет как раз усилие на поддержание диалога между медиками и врачами.

Вообще, надо сказать, что в последнее время как будто какая-то неведомая сила сталкивает лбами профессиональное медицинское сообщество и пациентов. И с той, и с другой стороны звучат порой справедливые упреки в том, что в рамках этого недопонимания больной получает искаженную информацию, а медики, наоборот, жалуются на своеобразный "пациентский экстремизм", когда за желанием получить какую-то информацию стоят, может быть, какие-то корыстные интересы, в том числе и денежные.

Но я считаю, это разумный шаг. Если вот это решение будет свято исполняться. Если пациент будет получать эту информацию по письменному запросу, который всегда будет оставаться в медицинской организации, если он будет иметь возможность знакомиться со своим документом не где-то на стороне, а в условиях этого медицинского учреждения, то есть в помещении, которое ему предоставит больница. Для того, чтобы медицинская документация находилась в целости и сохранности. Ну, а дальше, я считаю, что все равно все решает диалог. Если пациенту что-то непонятно, медицинские работники должны набраться терпения и разъяснить ему, о чем в этом документе сказано.

— Получить на руки свои медицинские карты пациенты смогут в течение 30 дней. Не слишком велик срок?

— Я читала и другую информацию о том, что в течение трех дней можно будет получить эту информацию. 30 дней, наверно, срок продолжительный. Если у человека есть какое-то желание проконсультироваться еще где-то, наверно, 30 дней — это слишком много. Но, конечно, если возникает необходимость знакомства с теми медицинскими документами, которые уже были закрыты и сданы в архив, а, вы знаете, порой это очень объемные истории болезни или амбулаторные карты, то здесь, конечно, потребуется какое-то время, чтобы поднять эти документы и предоставить для ознакомления пациенту.

— Президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский считает, что больной должен подтвердить согласие с назначенным лечением и расписаться прямо в карточке. И хоть врачи вряд ли будут в восторге, это может обеспечить им безопасность при возникновении конфликтной ситуации. Ваше отношение к такой идее?

— Вообще-то, на врача нужно учиться как минимум 7 лет, а затем, если становиться еще узким специалистом, тут требуется дополнительное обучение, профессиональная переподготовка, клиническая ординатура. Вряд ли человек, не имеющий медицинского образования, может вникнуть во все тонкости и нюансы медицинских назначений, и поэтому отвечу на это, знаете, пословицей: плохо, коль скоро пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать — пирожник. Мне кажется, что это излишне.

Читайте  последние новости  Pravda.Ru  на сегодня

 

Специалист Симанкова Татьяна
Занимается профилактикой, наблюдением, диагностикой и лечением заболеваний всех внутренних органов пациентов, в том числе ветрянки, простуды, ОРЗ и ОРВИ, скарлатины, кори, краснухи, бронхита, пищевого отравления и т.д.
Обсудить