"Быть фаталистом и смотреть на перевозчика": эксперт рассказал, закончится ли череда ДТП с автобусами

Эксперт о ДТП с автобусами: "Главная причина — наша нищета"

В последние дни сообщения о происшествиях с автобусами на дорогах России переполнили новостные издания. Как писала ранее "Правда.Ру", количество ДТП с участием автобусов возросло в этом году на 12%. В чём причины этих катастроф и как с ними бороться — нам рассказал Владимир Валдин, эксперт Ассоциации транспортных инженеров.

Ежедневно приходит по несколько сообщений о крупных ДТП с автобусами…

Есть такое дело. К сожалению, ожидать снижения их числа не приходится.

Есть ли для этого объективные причины?

Объективная причина у нас есть, и она комплексная. Самое главное — это то, что значительная часть перевозок у нас по-прежнему является "серой". Это когда регулярные перевозки идут под видом заказных. При этом контроль за легальными перевозчиками переусложнен, а контроля за такими "серыми" перевозчиками практически нет. Поэтому, с одной стороны, дорожают легальные перевозки, а с другой — излишние контроль и "внимание" фактически провоцируют эту "серятину". Сами же "серые" перевозчики, которые ставят табличку "Заказной", но едут по регулярному маршруту, фактически не подчиняются ни основному для транспортников закону 220-ФЗ, ни требованиям по закону "О транспортной безопасности".

Вторая проблема: у нас власти ведут себя реактивно, и у нас всегда персонифицируют ответственность. Например, упал автобус с моста, водитель погиб, практически вне сомнений, что в итоге виноват будет водитель, потому что он недосмотрел за техническим состоянием машины. Наказывают конкретного исполнителя: водителя, механика, назначают его виноватым и на этом успокаиваются. А на то, что повторяющаяся ситуация провоцируется целой системой факторов как в этой отрасли, так и в других отраслях, никто не обращает внимания, поэтому с причинами не работает никто.

Наконец, ещё одна из глобальных причин, помимо того, о чем я говорил — это наша бедность, низкий и продолжающий падать уровень жизни людей. Поэтому выход на линию машин в минимальной комплектации и в плохом техническом состоянии — это было, есть и будет просто по той причине, что народ (и пассажир, и перевозчик) в лучшем случае не богатеет и не в состоянии оплачивать более высокий уровень сервиса.

А как насчёт государственных автопарков? Говорят, там водители часто работают на износ…

Посмотрите на объявления с зарплатами и на общий уровень цен. Чтобы водителю заработать нормальные деньги, он вынужден брать большой объём переработки. У нас, с одной стороны, очень жёсткое для предпринимателя законодательство в плане соблюдения режима труда и отдыха работников, а с другой стороны, есть куча причин и лазеек, которые заставляют и дают возможность и руководству предприятий, и персоналу вести себя именно так. Людям жить хочется. Вот так народ и "крутится".

То есть они, вы думаете, по своей воле говорят: "Да, я буду работать каждый день, спать четыре часа и буду отвечать за кучу народа, который я перевожу"? Да ему детей надо кормить! Вот этот якобы чисто "русский авось" — ерунда это все. Любого человека, в любой стране поставь в такие условия, он будет вести точно так же, потому что ему надо кормить детей, ему надо самому что-то кушать. Ну и да, или верить, что "пронесёт", или просто не думать об этом. Имя этому — бедность.

Вы раньше сказали, что происходит обнищание, но ведь люди платят за проезд в транспорте?

Знаете, есть такой старый экономический закон — снижение цен на дорогостоящий товар или дорогостоящую востребованную услугу приводит к снижению популярности этой услуги. Одни при первой возможности пересаживаются на автомобиль, другим остаётся автобус уже совершенно иного, чем некогда, качества.

Кроме того, есть Москва, а есть остальная Россия. Москва по всем параметрам — это не совсем Россия. Она по благосостоянию сильно отличается даже от Московской области, поверьте. Мне приходится часто иметь дело с регионами по роду работы. Разница порой шокирует. Москва выглядит вполне цивилизованно, это место, где есть деньги, где есть возможность зарабатывать.

Иными словами, исправить текущую ситуацию будет непросто.

Очень непросто. Пока нет особых намёков на изменения в основе, а значит, все эти проблемы будут только усугубляться. Так что остаётся быть в меру фаталистом и внимательнее смотреть на того, кому вы доверяете перевозку себя и близких.

Обсудить