Вениамин Вутянов: Бензин дорожает из-за сговора ведущих производителей. Мнение эксперта о причинах массового роста цен на бензин. Правда.Ру. 2014

Вениамин Вутянов: Бензин дорожает из-за сговора ведущих производителей

Загадки политики ценообразования ведущих российских производителей топлива прокомментировал доцент Российской академии государственной службы при президенте РФ, эксперт в сфере ТЭК Вениамин  Вутянов.

"Газпромнефть" повысила цены на бензин в Москве вслед за "ЛУКОЙЛом". Почему в России — нефтедобывающей стране, регулярно повышают цены на бензин, не являются ли это монополистским сговором? Это политика государства и так исторически сложилось, что мы на это делаем ставку?

— У моего отца дача недалеко от того места, где была дача у Вяхерева, если помните, он и был основателем Газпрома. Конечно, иногда они вечерами любили попариться в бане, выпить иногда даже. И вот Вяхерев тогда говорил, что, вы знаете, в России особых проблем нет, цены на бензин, цены на дизельное топливо повышаются только в 2 случаях: когда цены в мире растут и когда цены в мире падают. Такая шутка, аллегория. Но смысл в том, что у нас перманентный рост цен на дизельное и бензиновое топливо.

Дело в том, что у нас в России нет монопольного сговора. Как вы помнимте, монополия, это когда одна компания диктует свою волю. У нас же рынок представляет собой несколько компаний, которые в каком-то смысле согласовывают собой и продуктовую политику, и в том числе и ценовую политику, с точки зрения экономики это называется олигополия.

Олигопольный сговор у нас есть. Не знаю уж, где хозяева этих компаний собираются, в бане ли, в Горках-9, или где-то еще, конкретно сказать не могу, но то, что у совершенно разных компаний цены на топливо почти одинаковые, ну там, плюс-минут 2-3 копейки.

Вы в этом сами можете убедиться, достаточно проехать по Ленинскому проспекту, где наиболее полно представлены почти все ведущие топливные компании: там и Газпромнефть, и Лукойл заправка, и БП, то есть практически все компании представлены которые присутствуют на нашем рынке. А у них фактически цены на бензин одинаковые. Но как такое может быть?

Давайте посмотрим на заправки компании БП. Где они бензин производят? На заводах, которые так или иначе ассоциируются с тюменской нефтегазовой компанией, с Тюменью. А это совсем не близко.

С другой стороны, Роснефть где производит бензин? Это фактически рязанский НПЗ, который находится на расстоянии 180 км.

Дальше, компания Газпромнефть где производит бензин? Газпромнефть тооргует бензином, который производится на московском нефтеперерабатывающем заводе, находящемся в Капотне. Это, фактически, от Ленинского проспекта минут 15, может быть, 20. по МКАД .

Расстояния до производств разные, а у всех цена одинаковая. Вас на определенные мысли это не наводит? Кому-то везти 3000 км, кому-то 15000 км, а кому-то везти 15 минут, и у всех цена одинаковая. Конечно, это наводит на вполне определенную мысль, что тут есть широкое поле деятельности для антимонопольной службы во главе с господином Артемьевым. Пусть они рассчитывают, какова себестоимость, какова прибавочная стоимость, что вкладывают наши нефтяные компании, и какова конечная стоимость, которая, так или иначе, отвечает рыночным реалиям в нашей стране.

Что можно сказать текущей ситуации? Конечно, это нормальная ситуация для нас, но ненормальная для классической экономической теории. Видимо, не очень хорошо с финансами, не очень хорошо с ликвидностью, не очень хорошо с наличностью у компаний нефтегазовых, поэтому они решают повышать цены. А если вы спросите на каком основании, есть ли какое-то основание — внятного ответа не получите. Вам выдадут уитату из главы экономической теории про ценообразование. Вам расскажут, что в рыночной теории, в рыночной экономике все основано именно на этом и так далее.

Но конкретно почему подорожало топливо? Подорожала добыча нефти? Может быть, подорожала доставка нефти, подорожала переработка нефти? Есть же конкретные пункты, отдельные стадии производственного процесса, которые влияют на конечную цену бензина. Если вы будете задавать эти вопрос, то вам никто из нефтегазовых компаний не даст четкого и конкретного ответа.

Здесь, конечно, присутствует и олигопольный сговор, но, безусловно, заметно и некое близорукое отношение к этому антимонопольной службы. В общем-то, суть сводится к тому, что в связи с кризисом ликвидности, в связи с кризисом оборачиваемости капитала, у нефтегазовых компаний крупных возникли проблемы. И мы с вами, как потребители бензина, должны это все опачивать. Такая схема, которая вырисовывается на сегодняшний день.

Сейчас лето и нет серьезных оснований для повышения цены на топливо. Вот если был бы ажиотажный спрос со стороны компаний, сельхоз производителей, то я бы это понял. Ажиотажный спрос всегда рподталкивает цену вверх. Но спроса нет, на самом деле. Он остается на том же месте либо даже падает. Потому что люди, которые живут в городах-мегаполисах находятся либо на отдыхе за городом, либо за рубежом, и на сегодняшний день не являются активными потребителями бензина и дизельного топлива.

А на каком основании цены вдруг полезли вверх? Поэтому и напрашивается вывод именно такой: мы закрываем финансовые бреши нефтегазовых компаний. Мы, потребители, своим рублем решаем проблемы крупных финансовых компаний.

Читайте также:

"Роснефть" через суд пытается получить доступ к ГТС "Сахалина-2" для транспортировки газа

Александр Перов: Бензин будет дорожать

Россия перегонит всех по стоимости бензина

Обсудить
Последние материалы