Во многих автосервисах предлагают вырезать катализатор, обещая улучшение характеристик автомобиля и экономию средств. Однако перед тем как соглашаться на подобную операцию, следует понять, чем грозит удаление катализатора, насколько оно законно и действительно ли это оправданная мера.
Катализатор представляет собой элемент выхлопной системы, предназначенный для снижения токсичности выхлопных газов. Его работа основана на химических реакциях, в которых вредные соединения превращаются в безопасные. Для этого внутренние поверхности катализатора покрыты драгоценными металлами, способствующими окислению и восстановлению вредных веществ.
Существуют керамические и металлические катализаторы. Первые — более дешёвые, но хрупкие. Вторые — надёжнее, но стоят дороже. В дизельных моторах вместо катализаторов используются сажевые фильтры, обладающие схожими свойствами и проблемами.
Катализатор имеет ограниченный срок службы. Со временем он забивается, разрушается или оплавляется, что приводит к ухудшению работы двигателя: снижается мощность, растёт расход топлива и масла, возникают ошибки в системе управления. При сильных повреждениях двигатель может вовсе не запускаться.
Восстановление катализатора — процедура дорогостоящая. Поэтому во многих случаях водителям предлагают альтернативу: полностью удалить неисправный элемент и заменить его на "обманку" — устройство, маскирующее отсутствие катализатора в системе управления.
Удаление катализатора позволяет восстановить нормальную работу мотора и избежать крупных вложений. Однако при этом уровень вредных выбросов значительно возрастает.
Прямого запрета на эксплуатацию автомобилей без катализатора в России не предусмотрено. Однако при внесении изменений в конструкцию транспортного средства без соответствующего разрешения может быть наложен штраф в размере 500 рублей.
Кроме того, отсутствие катализатора может привести к отказу при прохождении технического осмотра. Согласно техническому регламенту Таможенного союза, машина должна соответствовать экологическим требованиям. Без нейтрализатора соответствие этим требованиям не обеспечивается.
Удаление катализатора может рассматриваться как разумная мера в следующих случаях:
деталь разрушена и восстановлению не подлежит;
стоимость оригинальной запчасти несопоставима с возможностями владельца;
автомобиль не подлежит обязательному техосмотру (например, используется на частной территории);
установлена соответствующая прошивка ЭБУ, исключающая ошибки при отсутствии катализатора.
В остальных случаях сохранение штатной конструкции предпочтительнее.
Внутри старых катализаторов содержатся драгоценные металлы, которые можно сдать на переработку. Поэтому автосервисы заинтересованы в демонтаже изношенных элементов — в некоторых случаях даже бесплатно. Установка "обманки" оплачивается отдельно и является источником дополнительного дохода.
Из-за этого в некоторых сервисах могут преувеличивать проблемы или предлагать демонтаж ещё исправной детали, чтобы получить выгоду.
Уточнения
Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не расходующееся в процессе реакции.