В белорусской Бычихе освятили первый православный храм в истории поселка и округи

Православный храм - от "железной леди"

В белорусском поселке Бычиха на этой неделе состоялось событие отнюдь не поселкового масштаба. В мало кому известный населенный пункт приехала церковная делегация во главе с митрополитом Минским Филаретом, Экзархом всея Беларуси. Глава Белорусской православной церкви приехал в Бычиху с поистине исторической для этой земли целью — освятить храм в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, первый православный храм в истории поселка.

Бычиха — один из самых больших поселков Витебщины. А раньше он был большой деревней. До войны здесь одновременно проживали белорусы, русские и евреи. Немецкая оккупация навсегда уничтожила жизнь еврейской Бычихи. Большая часть бычихинских евреев погибла в гетто, созданных оккупантами в Беларуси. В деревне немцы оставили нескольких пожилых евреев. Но вскоре настал час и этих стариков. Местные полицаи донесли немцам, что старики якобы контактируют с партизанами. Стариков — евреев расстреляли.

Несмотря на то, что в довоенной Бычихе было много евреев, синагоги там не было. Не было и ни одного православного храма.

Первый православный храм появился здесь совсем недавно, в 2010 году. Появился благодаря Анастасии Оситис, президенту крупного российского холдинга, известному православному меценату.

Смотрите видеоинтервью с Анастасией Оситис

Сейчас Анастасия Петровна Оситис известна как президент российской группы компаний "АСВТ". Российские топ-менеджеры, работающие в системе телекоммуникаций, хорошо знают Оситис и ее волевой характер. В среде российских "связистов" ее уважительно называют "железная леди". В среде православных меценатов Анастасию Оситис знают как президента Фонда равноапостольных Константина и Елены.

Читайте также: Туристы поедут в Россию за духовностью

Кто такая Анастасия Оситис можно узнать, набрав ее имя в "Яндексе". Но в поселке ее знали гораздо раньше, чем информация о ней появилась в Cети. Ведь Анастасия Оситис — уроженка Бычихи. Местные старожилы помнят "железную леди" еще девочкой. Помнят здесь и ее родителей, Петра и Антонину Гончаровых.

В их многодетной семье воспитывалось шестеро детей. Анастасия была средним ребенком. С ранних лет дети Гончаровых были приучены к самостоятельности. Отец и мать все время пропадали на работе. Забота о младших детях, дом и хозяйство были возложены на старших детей. В Бычихе до сих пор помнят трудолюбивых и любознательных детей Петра и Антонины Гончаровых. После школы все они получили высшее образование. Некоторые получили по два. У Анастасии Петровны — несколько дипломов. Она инженер связи, управленец, доктор философии.

Кроме трудолюбия и любви к знаниям, Анастасию Гончарову от многих советских детей и подростков отличала ее набожность.

О своем пути к Богу Анастасия Оситис рассказала "Правде.Ру":

"Так по моей жизни шло, что я, наверное, о другой вере, кроме православной, и не думала. Я родилась в Белоруссии, которая на то время была самой безбожной страной. В тот период, когда я окончила школу в 1966 году, гонения были и на Церковь, и на верующих. Священников не было. О православии, о духовности вообще ничего не возможно было говорить. А если кто и говорил, то мог за свои слова пострадать". Несмотря на это, в семье Гончаровых любили отмечать православные праздники. В их доме были иконы.

Как мы уже говорили, в Бычихе никогда не было церкви. "В Белоруссии ближайшая была "за сто верст" от того места, где мы жили. Ездили только в Россию тайком. Потому что традиции, обычаи православия у нас в семье сохранились каким-то образом. Мы праздновали Пасху, Рождество, пытались освящать куличи. Когда дочь родилась в 1971 году, мы тоже крестили ее в России. Тогда это невозможно было отмечать, было очень страшно, народ боялся".

Читайте также: "Духовность" на скамье подсудимых

Духовная жизнь советского человека протекала не в храме, а в его душе. "Внутри у человека оставалась духовность, и это давало какую-то опору. Называлось это раньше нравственностью, порядочностью. Дальше — больше. Мы пришли к тому, что был "Моральный кодекс строителей коммунизма", положения которого, если сейчас посмотрите, совпадали с заповедями Божиими. И, конечно, соблюдать "Моральный кодекс строителей коммунизма" мы обязаны были все, и октябрята, и пионеры. И это давало какую-то опору, не нарушать, можно сказать, те заповеди, которые есть в Законе Божием".

Первое настоящее знакомство с религиозной традицией у Анастасии Петровны произошло в Эстонии. По распределению она попала работать в эстонский город Кохтла — Ярве. Там она впервые увидела настоящую церковную жизнь: "Чем было хорошо в Эстонии — там не закрывались храмы. Люди были верующие: католики, протестанты, православные. В Белоруссии этого ничего не было. Там все было стерто, все забыто. В семье — да, родители пытались рассказать детям, что есть еще что-то. А в целом — нет. Православные храмы в Эстонии были, но мы мало ходили в них. Больше ходили как на экскурсии — службы мы посещали нерегулярно. А эстонцы, которые работали с нами, постоянно ходили, молились, рассказывали нам о вере, мы их слушали".

"Но в то времямы еще не пришли к вере, не привязались. Этопроизошло гораздо позже, в конце 80 — х годов. Тогда в СССР хлынуло большое количество иностранцев, относительно культурной программы у них была только просьба посетить Елоховскую церковь и Троице-Сергиеву лавру. Я поняла, что их тянет к чему-то такому, что для нас было закрыто. Как-то было интересно, что 70 лет разрушали веру и не разрушили, церкви разрушали, а церковь, оказывается, есть, еще и батюшки есть, которые говорят на разных иностранных языках".

Читайте также: Храмы Киева — заложники политики

В конце 80 — х Анастасия Гончарова уже была Анастасией Оситис, заслуженным работником связи. Потом пришло непростое время 90 — х годов. Именно тогда Анастасия Петровна, президент одной крупной телекоммуникационной компании, стала православным меценатом. "Нас приглашали в попечительские советы, чтобы возрождать веру и храмы. Мы вначале неосознанно начали помогать. Мы видели разрушение, бездуховность, безнравственность. В тот момент как-то очень быстро все забыли "Моральный кодекс строителей коммунизма", где должна была быть нравственность, порядочность. За короткий период пошел переворот. Люди поменялись резко. Их отпустили, и нужно было что-то делать. И постепенно мы приходили к вере, постепенно понимали, что все, что дано — это дано Богом".

Позже Анастасия Петровна Оситис стала руководить православным благотворительным фондом Константина и Елены. Этот фонд стал известен благодаря поддержке храмовому строительству и церковной реставрации. "Меня спрашивали, почему мы занимаемся храмами. Только через храм человек может прийти к Богу, связаться с Богом, только с помощью священника. Сам он никогда не дойдет. Он будет считать, что он очень добрый, очень хороший, но только священник может ему помочь, и только в храме человек может получить благодать, связаться с Богом, ощутить эту полноту".

"Знаете, не для народа, не для рекламы, а от сердца это все делалось. Большие потребности были в храмах. Мы ездили, мы видели всю эту разруху. Хотелось какую-то частичку вложить, чтобы скорее православие возродилось. Быть может, тогда не будет такой безнравственности, обмана, стольких убийств, сколько происходило в 1990-х ".

Читайте также: Грозненский храм: последние прихожане

Усилиями Анастасии Оситис было построено 70 храмов в самых разных православных епархиях. По ее словам, строили везде: и в Израиле, и в Москве, и по всей России, в Белоруссии, на Украине. В общем, география большая.

В 2010 году стараниями Анастасии Оситис появился храм в белорусском поселке Бычиха. На месте воздвижения храма когда — то стоял дом ее бабушки.

Храм Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, освященный в конце сентября этого года, построен по проекту московского архитектора В. И. Козлова. Он выполнен в традициях церковной архитектуры 16 века. Характерными особенностями архитектуры той эпохи были простота и выразительность символики. Излишний декор, свойственный XVIII-XIX векам, мог начисто испортить все. Все равно, если бы в богослужебный чин кто-то вставил жаргонное слово.

Храмовую иконопись также отличают простота и выразительность. Наряду с иконами, написанными в наше время, храм украсили образа, написанные палехскими художниками во времена СССР. В день освящения, как раз накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, храм приобрел образ Пресвятой Богородицы, писанный на Афоне, а также крест с частицей Честного Древа.

Читайте также: Восемь столетий храма Иоанна Крестителя

При освящении храма Анастасия Петровна сказала:

"Такова воля Божья, чтобы этот храм именно в это время и именно здесь родился. Спасти свою душу можно только через храм, через веру. И хочется, чтобы местные жители почаще задумывались о душе". А на вопрос: "Почему Вы решили помогать строительству храмов в Беларуси?", последовал краткий ответ: "Это благодарность родной земле".

Митрополит Филарет, возглавлявший освящение, после таинства приступил к церемонии награждения. Анастасия Оситис и Ирина Федулова, ее дочь, получили высокие церковные награды: орден святого благоверного Даниила Московского и орден святого преподобного Серафима Саровского.

82 — летняя Вера Федоровна Кравцова помнит Анастасию еще ребенком. На церемонии освящения пожилая женщина была среди односельчан. Вот, что она сказала белорусскому журналисту: "Анастасии нужно в ноги поклониться за все, что она делает. И сколько будет у меня сил, столько буду приходить в этот храм".

Анастасия Петровна сказала главному редактору "Правды.Ру" Инне Семеновне Новиковой во время своего участия в программе "Клуб главного редактора": "Большой бизнес духовности не мешает". "На Руси храмы в основном строили помещики, князья, люди состоятельные. История такова, наверное, к этому мы и пришли. Мы должны брать опыт из прошлого. Ничего нового здесь не произошло. Было просто 70 лет безбожия как пауза в духовной жизни".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить