История храма Гандзасар, датируемого 1216 годом

Восемь столетий храма Иоанна Крестителя

Близ села Ванк ("Монастырское"), что в Мардакертском районе непризнанной Нагорно-Карабахской Республики на плоской вершине возвышающейся над селом горы расположен монастырский комплекс Гандзасар, по праву считающийся одним из шедевров армянского церковного зодчества. Храм отсчитывает восемьсот лет со дня своего основания.

Гандзасар в переводе с армянского означает "Сокровище гор". Древнее предание гласит, что в усыпальнице храма захоронена отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя (по-армянски - Ованнеса Мкртича), каким-то образом попавшая в конце концов к князю Хаченского княжества Асану Джалалу. В историческом труде "История страны Агванк, или Восточного края Армении" об этом говорится: "И поместил он ее там, и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во Славу Бога Христа и Крестителя Его Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна…" (Мовсес Каланкатваци. История страны Алуанк. Ереван. 1984, стр. 175).

Строительство соборной церкви началось в 1216 году, а закончено было в 1240-х годах, уже в период нашествия в Закавказье монгольских завоевателей. Редкий по своему великолепию и художественной ценности храм давно стал предметом пристальных исследований ученых-специалистов, хотя в советское время эти исследования по понятным причинам не одобрялись руководством Азербайджанской СССР, в состав которой Нагорный Карабах был включен в 1921 году решением Кавказского бюро большевистской партии.

Известный советский историк, специалист по средневековой христианской архитектуре Анатолий Якобсон посвятил храму Ованнеса Мкртича несколько работ, в одной из которых он называл сам храм Гандзасар и его придел как "два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII века". А византолог конца XIX века профессор Сорбонны Шарль Диль считал, что Гандзасар — третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Стены и купол храма украшают барельефы, изображающие распятие Христа, Адама и Еву, ктиторов, держащих над головой модель храма, священных животных. Стены храма покрыты многочисленными надписями на армянском языке, рассказывающими о знаменательных событиях в истории Гандзасарского монастыря.

В Средние века в Армении существовало несколько католикосатов, и Гандзасар становится резиденцией католикоса Восточного края Армении, испокон веков известного как Арцах (Орхистена в греческих источниках). Арцахский (Карабахский) католикосат просуществовал вплоть до 1836 года.

В годы национально-освободительной борьбы народа Арцаха против персов и османских турок в первой трети XVIII века монастырь Гандзасар становится своего рода политическим центром движения. Именно здесь карабахские армянские князья — мелики — и их полководцы собирались на судьбоносные совещания, именно здесь были написаны первые письма владетелей княжеств Арцаха русскому императору Петру I с просьбой о вхождении этого горного края Восточной Армении в состав России.

В советское время храм находился в печальном положении: он был закрыт, как и все двести с лишним храмов и церквей Нагорного Карабаха, вынужденно ставшего своего рода"атеистическойобластью".

Вид на Карабахский хребет из монастыря Гандзасар, фото Георгия Г
Вид на Карабахский хребет из монастыря Гандзасар, фото Георгия Газаряна

 

Церкви закрывались одна за другой, намеренно разрушались, священники подвергались репрессиям. Сохранилось письмо последнего предводителя Арцахской епархии епископа Вртанеса, адресованное Католикосу всех армян Хорену Мурадбекяну. В нем епископ пишет о сокращающемся изо дня в день числе действующих церквей в Арцахе, уменьшении количества церковнослужителей, сообщая, что, по данным 1931 года, в крае оставалось 112 действующих церквей и 18 монастырей, а священнослужителей и монахов — 276. Вскоре после этого письма епископ был арестован и сослан, как и многие другие служители культа.

Читайте также: Православные святыни в опасности

В 1988–1989 годы верующие Нагорного Карабаха стали своими силами восстанавливать пустовавшие до того церкви. В период существования в НКАО Комитета особого управления во главе с Аркадием Вольским, назначенным Кремлем фактическим наместником Москвы в Карабахе, вопрос об официальной передаче верующим ряда закрытых в 1920–1930-х годы храмов, казалось, получил поддержку на государственном уровне. В начале 1990 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР (советско-партийная инстанция, призванная контролировать религиозные конфессии и общины бывшего СССР) санкционировал передачу верующим Карабаха шести храмов, в том числе и Гандзасара.

Однако уже спустя несколько месяцев по указанию из ЦК КПСС 21 ноября 1990 года Совет по делам религий при Совмине СССР отменил свое предыдущее решение о передаче двух наиболее известных храмов Карабаха Гандзасар и Амарас христианам Арцаха. Это было сделано по требованию Совмина АзССР, который ранее обратился в Совет по делам религий при Совмине СССР с требованием отменить "принятые в нарушение суверенитета республики решения Совета" по вопросу "передачи памятников истории и культуры Азербайджана" и усиленно лоббировал в Москве вопрос отмены решения о передаче храмов карабахским верующим.

А в конце 1991 года началась азербайджано-карабахская война. Летом 1992 года храм был обстрелян неуправляемыми ракетами с бортов боевых вертолетов, а летчик-наемник пытался сбросить на монастырь 500-килограммовую авиабомбу, которая, к счастью, разорвалась в стороне от храма…

По окончании войны храм был отреставрирован, к нему проведена асфальтированная дорога. Сегодня монастырь Гандзасар стал не только местом паломничества армянских верующих, но и объектом посещения многочисленных иностранных туристов.

Естественно, храм остается и церковью прилегающего к подножью храмовой горы живописного села Ванк. Здесь совершаются таинства крещения, венчания и отпевания, а подле монастыря, под полом придела которого захоронены местные католикосы и настоятели, расположено сельское кладбище.

С вершины горы открывается великолепный вид на окрестности долины реки Хачен и вершины карабахского хребта, который в сочетании с красотой самого монастыря создает удивительную гармонию в душах посещающих это поистине необыкновенное место людей.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Александр Арсеньев
Александр Арсеньев — журналист, экономист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить