Сегодня праздник Рождества Иоанна Предтечи

Последний пророк и первый мученик

"Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов", — в русской православной традиции именно так принято обращаться к Иоанну Крестителю. Православные христиане отмечают 7 июля праздник Рождества Иоанна Предтечи.

О том, что на иудейской земле появится человек, который будет предвестником Мессии, говорилось еще задолго до появления Иоанна на свет. Например, в Книге пророка Малахии, можно прочитать: "Вот, я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною". Это пророчество было дано Малахии еще в V веке до нашей эры. "Ангел", исходя из текста Септуагинты, означает "посланник". Таким посланником, согласно мнению очень многих ранних толкователей Нового Завета, и стал Иоанн, сын священника Захарии.

О детских годах Иоанна можно прочитать только в повествовании евангелиста Луки. Из евангельского текста следует, что у иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы очень долго не было детей. Захария был воспитан на том, что бездетность — это знамение свыше, и отчаялся. Отчаяние переросло в чувство отверженности и определенное недоверие к Богу. Когда архангел Гавриил явился к Захарии с вестью, что у священника будет сын, тот выразил ангелу недоверие. Вполне возможно, что пожилой священник серьезно усомнился в том, что с ним разговаривает ангел. Несмотря на то, что явление архангела Гавриила Захарии произошло не где-нибудь, а в самом Иерусалимском храме. Там, по мнению иудеев, сатана никого искушать не мог.

Ангел, в ответ на маловерие священника, покарал Захарию немотой. Немота приравнивалась к физическому увечью. Ветхозаветные иудеи считали, что увечный не может быть священником. Захария не только стал немым, но и был отрешен от звания.

Жена Захарии, Елисавета, происходила из рода царя Давида и была родственницей Девы Марии. Когда Богородица узнала, что ее родственница в положении, то пришла немедленно навестить ее. Потом, согласно Луке, "когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа" (Лк.1:41). То, что внутри Елизаветы "взыграл младенец", нельзя приписать к физиологии. Получается, что это было первым пророчеством Иоанна. Он предсказал иудеям появление Мессии, еще будучи в утробе матери.

Читайте также: В центре Москвы хранится обруч Иоанна Предтечи

Согласно тексту Луки, будущий пророк появился на свет на полгода раньше Иисуса, своего родственника. Почему новорожденного младенца нарекли столь необычным для иудеев именем? Этого потребовал ангел, который явился перед рождением Иоанна самой Елисавете. "Иоанн" в переводе с древнееврейского означает "Бог смилостивился". Когда Елисавета после рождения сына рассказала мужу о видении, то их многочисленная родня потребовала от Захарии письменного подтверждения. Идея назвать новорожденного именем, которое еще никогда не встречалось, показалась набожным родственникам странной. Не стоит забывать о том, что Захария происходил из рода первосвященника Аарона. Потомки сподвижника пророка Моисея считали любое новшество подозрительным.

Дальше произошло чудо. Захария "потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним" (Лк. 1:63 -66).

О детстве Иоанна упоминается очень коротко. Евангелист Лука говорит лишь о том, что он "был в пустынях до дня явления своего Израилю" (Лк.1:80), то есть до достаточно взрослого возраста. Согласно апокрифической литературе, Иоанн попал в пустыню во время Иродова избиения младенцев. В так называемом "протоевангелии Иоанна" можно прочитать, что "Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их". В ранней византийской легенде V века сказано, что когда младенцу Иоанну исполнилось пять месяцев, ангел повелел Елисавете отнять ребенка от груди, начать приучать его к пище иудейских аскетов: местной саранче и меду диких пчел. Как известно из евангельского повествования, Иоанн питался акридами и диким медом до конца жизни.

Во всех четырех Евангелиях сказано, что отец Иоанна Крестителя был убит. Не сказано, как и кем. Но в богословском мире придерживаются мнения, что священника Захарию убили солдаты Ирода, искавшие младенцев.Захарияне выдалукрытия жены и сына, за что поплатился жизнью.

Когда Иоанн вырос, однажды в пустыне на него "сошел глагол Божий", после чего сын священника из рода Аарона отправился проповедовать. Проповедь "последнего пророка" началась "в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря" (Лк 3:1), то есть в 28-м или 29 году нашей эры.

Стоит сказать, что появление нового пророка было встречено иудеями с радостью. Но только поначалу. Радость у некоторых вскоре сменилась разочарованием, а у фарисеев и книжников и вовсе — гневом. Иудеи ждали военного вождя, политика, который бы мог сплотить их против римлян, а потом возглавить теократическое государство иудеев в границах огромной империи Соломона. Конечно, не все иудеи видели в Мессии исключительно политического деятеля, но очень многие. А фарисеи разгневались на Иоанна за обличение своей неправедной жизни и лицемерия. Когда к Иоанну приходили иудейские аристократы, он их встречал гневными словами: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3:7-11). Один раз к Иоанну пришли иерусалимские фарисеи, чтобы узнать, кто есть на самом деле новый пророк и не явился ли в образе пустынного жителя легендарный пророк Илия. Иоанн им ответил: "Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его" (Ин.1:26-27).

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Ин.1:29-31). Затем последовало крещение Иисуса, уже известного во всей Иудее пророка и чудотворца. Стоит сказать, что на момент крещения Сына Божия в реке Иордан у самого Иоанна были свои последователи, строгие аскеты и подвижники. Ученики Иоанна проповедовали людям добродетельную жизнь и помогали всем страждущим.

Иудейские пророки, предшественники Иоанна, всегда были гонимы. Некоторые из них умерли мученической смертью. Пророка Исайю его современники распилили деревянной пилой. Не избежал мученической кончины и Иоанн Предтеча. Он стал первым мучеником того времени, когда жил Христос. Происходило все так.

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключен тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20).

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал "о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мф.11:2-3).

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы "плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним". В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую ее просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение ее брака, попросила голову Иоанна Крестителя и "Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей" (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсек ему голову и, принеся ее на блюде, отдал Саломее, а та "отдала ее матери своей".

Читайте также: Мельница заблуждений: Саломея неповинна

Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

Иоанн Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами. Под именем Яхья. Яхья в исламе — один из пророков. Голова пророка, считают мусульмане, находится Дамаске, в мечети Омейядов.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить