Как открыть свой бизнес и не прогореть

Какие ошибки совершают начинающие предприниматели? Реально ли в России без связей открыть и наладить успешный бизнес? Как минимизировать риски при открытии своего дела? В чем особенность ведения бизнеса в России? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает генеральный директор Ассоциации независимых бизнес-консультантов Татьяна Коробейникова.

Бизнес-план

— По статистике, предпринимателей в любой стране всего от двух до пяти процентов. Верна ли эта статистика?

— На самом деле, эти цифры близки к истине, потому что людей, кто решается открыть свой собственный бизнес, мало. И в первый же год погибает 80 процентов открывшихся бизнесов.

— Как человеку узнать, есть ли у него предпринимательская жилка?

— Существует целая технология ведения бизнеса. Обычно бывает, что человек просто устал ходить каждый день на работу, ему захотелось побольше денег, и он бросается в омут с головой.

Моя рекомендация, что так делать не надо, все-таки надо сначала просчитать идею, то есть сделать определенный бизнес-план, который будет умещаться на листочек формата А4. 

— Но как привлекать сотрудников, когда у тебя бизнес еще не встал на ноги и нет стабильного дохода?

— Люди у нас, на самом деле, рисковые. Сколько раз мы встречали такую ситуацию, что человек, задумавший открыть бизнес, первым делом открывает офис, нанимает секретаря, считая, что секретарь является одним из критериев существующего бизнеса. Также он нанимает людей, которые будут непосредственно заниматься ремонтом, и все, дальше пошло-поехало. Правильные технологии редко кто использует.

— А они существуют?

— Конечно. С одной стороны, есть примеры успешных открытий бизнесов, когда человек, работавший долгое время по найму, открыл свой бизнес, и у него все пошло хорошо. Но это скорее исключение. В основном, это все-таки шишки, долги, риски, угроза банкротства, это большие проблемы, через которые приходится проходить.

— И по телевизору, и в интернете, и в прессе идут разговоры о том, что Россия — страна для ведения бизнеса не самая лучшая. С одной стороны, вроде бы у нас рынок не такой плотный, как в Европе. С другой стороны, каждый день мы видим примеры, что стоит что-то открыть, даже если ты все сделал правильно, сразу к тебе пойдут проверяющие и будут выдвигать новые требования. В итоге в Европе, в Азии доля малого бизнеса в ВВП составляет где-то 40-60 процентов, а у нас не доходит, по-моему, до 15-20.

— Мне кажется, что вопрос проверок все-таки преувеличен, потому что за последнее время количество проверок и вообще отношение государственных органов к бизнесу изменилось. Это нужно признать. В последние два года, когда даже приходишь в налоговую по каким-то вопросам, там совершенно другой тон. И это очень сильно радует.

Когда мы только стартовали в консалтинге в 2011 году, только начали ворошить бизнесовый рынок, очень много было жалоб. Сейчас практически нет ни одного бизнесмена, который говорил бы, что его трясут с проверками.

А по поводу того, выгодно или не выгодно в России открывать бизнес, приведу в пример молодого человека из города Ижевска Аяза Шабутдинова, бизнес которого вырос практически в миллиардный холдинг всего за два года. Начал он с ларька, который торговал кофе. Потом он вырос в несколько франшиз, и сейчас есть целая сеть этих франчайзи.

— А чем вы это объясняете? В чем была его фишка?

— В технологии. Сейчас время конкуренции технологий. То есть, когда компания в свое тело, в свои процессы внедряет как можно больше передовых технологий: технологии массового привлечения клиентов, технологии пиара, построение своей экспертности на рынке.

Кроме того, как говорил Альберт Эйнштейн, что в бизнесе, что в жизни надо тестировать и экспериментировать. Как ты узнаешь, где у тебя счастье, если ты не одних дорог не попробовал?

Открытием бизнеса сейчас никого не удивишь 

— Но ведь вы сами говорите, что в первый год открытия бизнеса разоряется 80 процентов. Выходит, "доэкспериментировались"?

— Почему бизнес разоряется? У человека в голове есть четкий план, пусть даже поверхностный, но он есть. Это называется бизнес-модель. Соответственно, когда человек вышел на рынок с этой бизнес-моделью, в первый месяц, например, он не заработал вообще ничего. Во второй месяц какие-то маленькие деньги пошли, в третий месяц эти маленькие деньги повторились, и все, он уперся в потолок, не идет дальше.

Компания, которая действительно хочет быть успешной, начинает менять бизнес-модель. Самый простой способ научиться вести бизнес — пройти путем того человека, который уже имеет успешный бизнес.

— А как насчет вложить деньги в рекламу?

— Да, но эти инвестиции должны окупаться с определенным возвратом процентов. Когда ты вкладываешь, например, двадцать тысяч рублей в рекламу, у тебя возвращается сорок тысяч в виде чистой прибыли, а когда ты делаешь допродажи, у тебя может вернуться в виде восьмидесяти тысяч. Инвестиция выросла.

Сейчас идет конкуренция технологий. Когда в девяностые годы бизнес открывался, главная задача была — просто открыться, чтобы у тебя был хоть какой-то товар, который кому-то нужен. Тебя покупатели сами найдут и начнут покупать, не важно даже, какое качество, не важна цена, важно было, чтобы ты просто был. Сейчас, к сожалению, своим открытием ты большого эффекта на рынке не произведешь. 

— Какой должен быть минимальный стартовый капитал в кризис?

— Я бы рекомендовала вообще начинать бизнес без стартового капитала, потому что когда есть деньги, первое, что хочется — их потратить. А ты попробуй сделать деньги без денег.

— В последние годы происходят очень быстрые изменения. В каких отраслях, по вашему наблюдению, сейчас больше всего открывают бизнес? И в принципе есть какие-то идеи, которые витают в воздухе?

— На самом деле, основная идея — это решение проблемы какой-то группы клиентов. Стоит просто внимательно вокруг себя оглядеться. Например, одна девушка, когда пыталась устроить своего ребенка в детский садик и не смогла, открыла свой детский сад. Понятно, что она потыкалась по знакомым, пособирала деньги в долг, но она приложила усилия, открыла и зарабатывает на уровне 100 — 150 тысяч рублей в месяц.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *