Запретить банкам распространять кредитки по почте

Пластиковые карты — только по паспорту

Уходит время, когда россияне могли пользоваться кредитными картами, не раскрывая банку личные данные. Депутаты ГД предлагают запретить банкам распространять кредитки по почте, курьером и в магазинах. Приобрести карту можно будет только в отделе кредитора и на анонимность рассчитывать не придется. Эксперты уверены, что клиентам это только на руку.

Запретить дистанционное распространение кредитных карт предложил комитет Госдумы по финансовым рынкам. Соответствующая поправка может быть внесена уже ко второму чтению закона "О потребительском кредитовании", однако пока ее разработчики не определились окончательно, стоит ли запрещать выдачу карт на стойках у юристов. К тому же, не совсем понятно, как поведут себя банки, которые специализируется именно на дистанционной продаже кредитов, поскольку нововведение может сильно ударить по их прибыли и им придется искать новые услуги для компенсации потерь. "Правда.Ру" поинтересовалась у экспертов, с какой целью вводится запрет на продажу кредиток на расстоянии и выигрывают ли от этого сами клиенты?

"Депутаты предлагают идентифицировать человека, который получил карту, чтобы не было так, что по почте отправили карту, кто-то ее взял в почтовом ящике, активировал, а тот человек, которому послали, и не знает, что ему отправлена карта, — поясняет президент Ассоциации региональных банков России и зампред комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Просто должно быть идентифицировано, что именно этот человек, этот клиент расписался и получил эту карту. В противном случае карта может попасть в третьи руки и ей могут пользоваться, а счета придут другому человеку, на имя которого выслана эта карта. И в результате могут возникнуть проблемы".

Читайте также: Банкиры не жалуют скромных клиентов

По мнению Аксакова, банки тоже не должны остаться в обиде на законодателей, "потому что зачем им нужны судебные издержки, связанные с ситуацией, когда человек будет не согласен с тем, что ему предъявляет банк". А жалобы от граждан, которым рассылаются кредитные карты от банков, поступают регулярно. Как подчеркнул президент Ассоциации региональных банков, нередко жалобы клиентов связаны как раз с тем, что присланная по почте карта была активирована кем-то без их разрешения, причем это может сделать даже кто-то из родственников. Но одно дело, когда карта попала в руки кого-то из членов семьи клиента, и совсем другое, когда кредиткой воспользовался совершенно посторонний человек.

"Основная задача, которая вытекает из специфики процесса, все-таки является максимальная защита этого сегмента от различного вида мошенничества, — считает аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. — Мы увеличиваем защиту на самом начальном этапе существовании карты — она выдается в руки владельца в отделении банка. Дальше ситуация уже полностью в руках потребителя, который карту получил. При этом такое изменение, если оно будет принято, достаточно сильно отразится на потребительских банках, которые специализируются на бедности кредитных карт, потому что сразу возникнут требования ко всем банкам, работающим на этом рынке, к большому количеству филиалов и отделений. Мы знаем, что потребителю очень важно, чтобы ему было удобно. А если, допустим, отделения банка нет поблизости, он может отказаться от услуг данного кредитного учреждения и, соответственно, перейти к конкурентам, у которых более развита финансовая инфраструктура".

По замечанию аналитика, данное изменение очень хорошо вписывается в общий контекст изменений, которые проводит финансовый регулятор РФ, таких как ужесточение условий работы на этом рынке, повышение его качества, увеличение устойчивости банковской системы в целом.

Читайте также: Почему нас пугает безнал?

"В целом мелкие банки и монобанки постепенно за счет разных изменений теряют свои конкурентные преимущества. И мы видим, что в целом работа на рынке и все изменения ЦБ направлены на то, чтобы банк был крупный, диверсифицированный, универсальный, у него должна быть широкая сеть филиалов, банкоматов, терминалов, большая депозитная база — в общем, банк должен быть той организацией, которая полностью сможет удовлетворить потребности всех потребителей и при этом иметь высокую степень устойчивости при наступлении каких-то кризисных тенденций", — заключил Антон Сороко.

К слову, необходимость запрета почтовой рассылки кредитных карт уже поднималась представителями Минфина три года назад. На тот момент законопроект принят не был. Быть может, на этот раз правда окажется не на стороне банкиров, а на стороне потребителей?

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *