Андрей Черкасов: Черная дыра в дырке от бублика

На семейной цековской даче Гайдаров в Серебряном Бору не росло ничего, кроме елей. Контр-адмирал Тимур Аркадьевич Гайдар, сын известного писателя Аркадия Гайдара. Женат он был на Ираиде Павловне Бажовой, дочери писателя-сказочника Павла Бажова. Никто из его родных и близких никакого отношения к земле не имел. В тепличных условиях привилегированных московских спецбуфетов вырос и их сын и внук Егорушка, которого злая судьба посадила на шею русскому народу, чтобы реформировал этот недоросль всю нашу крестьянскую жизнь.

Чем закончились его реформы, нам, к сожалению, известно, — полным оскудением российского хлебороба. Впрочем, сами реформаторы так не считают. И сам Егор Гайдар, и его нынешние последователи Герман Греф и Алексей Кудрин понесли чёрное знамя грабительских преобразований дальше. В проекте госбюджета на 2002 год они урезали ассигнования в село аж на 25 процентов! По их глубокому разумению «чёрной дыре нашей экономики» — сельскому хозяйству и этого вполне достаточно.

Крестьяне получают от государства дырку от бублика. Однако нынешнее предложение реформаторов превосходит все прежние годы по глупости и цинизму. Ведь и без того нищенские федеральные расходы на сельское хозяйство упадут с нынешних 20,8 миллиарда рублей до 15,5 миллиарда. В результате доля расходов на Агропром в общих расходах страны упадёт с 1,7 процента в 2001 году до 1 процента в будущем. В переводе на деньги это означает, что всё российское село на будущий год получит 500 миллионов долларов. Это вдвое меньше, чем в кармане одного только Виктора Черномырдина, бывшего премьера и нынешнего посла на Украине.

Надо ли говорить, что наша аграрная сфера давно уже дышит на ладан, и живёт лишь благодаря коллективным усилиям крестьян и техническому заделу, сохранившемуся ещё с советских времён. Такое впечатление, что реформаторы сознательно гробят наше сельское хозяйство, а вместе с ним и крестьянство.

Если сравнивать расходы на аграрную отрасль в России с зарубежными государствами, то картина прямо удручающая. Скажем, в 1999 году наши расходы на проведение аграрной политики в расчёте на душу населения составили 14 долларов. В странах же Евросоюза — 480 долларов, в Канаде — 238 долларов, а в США с их благодатнейшим климатом — 271 доллар. Выходит, в любимой реформаторами рыночной экономике изо всех сил поддерживают собственного сельхозпроизводителя, регулируя цены как на необходимые крестьянам товары, так и на производимую ими продукцию.

У нас всё наоборот. И удивляться надо не тому, что крестьянин плохо живёт, а тому, что он вообще ещё живёт. 10 лет назад, в самом начале ельцинско-гайдаровского правления, на покупку одной тонны дизельного топлива надо было продать 400 килограммов зерна. Сейчас, вследствие огромной разницы на промышленные и сельскохозяйственные товары крестьянину за тонну горючего надо продать уже 2800 килограммов зерна, или в семь раз дороже. Я уж не говорю о крестьянской технике. По данным Минсельхоза России нашей стране немедленно нужны 150 тысяч новых комбайнов. Иначе может повториться прошлогодняя ситуация, когда из-за нехватки техники в стране было недобрано около 10 миллионов тонн хлеба. А это равносильно потере миллиарда долларов.

Урезая бюджет будущего года в его аграрной сфере, реформаторы в один голос кричат: нет денег! И тут же протащили через Думу закон о снижении обязательной нормы продажи экспортёрами валютной выручки с нынешних 75 до 50 процентов. Издеваясь над здравым смыслом и над самой экономикой министр Герман Греф посетовал, что за оставшиеся до конца 2001 года месяцы не удастся ещё больше сократить эту норму. Ему, оказывается, мало того, что уже натворило наше правительство, позволив этим законом ежегодно увеличить вывоз капитала из России на 3 миллиарда долларов. Это, подумать страшно, почти 90 миллиардов рублей и такой суммы хватило бы крестьянам, чтобы сделать свою жизнь цветущей.

Андрей Черкасов

ПРАВДА.Ру

Волгоград

Обсудить