Запасайтесь импортным алкоголем до Нового Года. Потом его может не стать

Игроки алкогольного рынка прогнозируют, что с началом нового года отрасль будет поражена глубоким кризисом. В этом они обвиняют новый закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», многие положения которого больно ударят по бизнесу. Также предпринимателей смущает чехарда с отменой и принятием новых поправок закону. К протестам компаний на днях присоединились и московские власти, которые считают последние манипуляции с законопроектом неконституционными.

В чем только не обвиняли закон – и в том, что он не препятствует контрафакту, и в попытках ползучей монополизации рынка со стороны государства. Самая же предметная критика касалась новых правил ввоза алкогольной продукции из-за рубежа. Они как будто были сделаны для того, чтобы поддержать отечественного производителя – настолько усложнялся режим импорта спиртных напитков в страну.

Летом текущего года в закон о госрегулировании алкогольной отрасли была внесена поправка, которая обязала импортеров маркировать алкогольную продукцию акцизными марками на территории России, тогда как ранее акцизные марки наносились прямо на заводах. Более того – в поправке предписывалось наклеивать акцизные марки вручную, что удорожает сам процесс (ранее полностью автоматизированный) в 10 раз.

Другой проблемой стало то, что само государство чисто физически не успеет к 1 января 2006 года реализовать на практике прописанный в алкогольном законе новый механизм ввоза. Например, четко не определено, где именно на территории России будет проходить процедура маркировки. Закон упоминает лишь о неких невнятных "зонах таможенного хранения".

Свое недовольство новым механизмом работы алкогольных импортеров уже высказала Европейская комиссия, которая посчитала обязательную маркировку импортного алкоголя "немотивированным торговым препятствием", которое входит в противоречие с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). Европейцы апеллируют к правилам игры в странах-участницах Всемирной торговой организации (ВТО), где законы не заставляют импортеров спиртного маркировать свой продукт на территории страны, в которую ввозится товар.

Упирая именно на непродуманность вопроса реализации новых поправок, крупнейшие импортеры обратились к Михаилу Фрадкову с просьбой отложить вступление в силу новых правил. Правительство пошло бизнесу навстречу и внесло в законопроект "О Федеральном бюджете на 2006 год" статью 118, которая откладывает введение в действие новых правил до 2007 года.

Однако на днях состоялось совещание в правительстве России, на котором было принято решение изъять поправку к статье 118 проекта бюджета на 2006 год. Если бы данная поправка была принята - это давало бы возможность импортерам еще год оклеивать алкоголь марками на производственных мощностях компаний-импортеров.

Взамен правительство предложило внести поправку в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которой разрешается оклеивать продукцию новой акцизной маркой не только на территории РФ, но и за ее пределами.

"Нужно отдать должное российскому правительству, что оно приняло во внимание  столь острую проблему, волнующую импортеров, и предприняло шаги по устранению дискриминационных ограничений на рынке, которые, к тому же, носили явно нерыночный характер. Не говоря уже о том, что технически реализовать это нововведение было бы практически невозможно", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" президент УВК Nemiroff Яков Грибов.

Однако, по его словам, не ясно, когда эта поправка заработает. "Теоретически она может быть принята и за один день, в то же время ее принятие можно растянуть и на шесть месяцев", - отмечает он. При этом Грибов утверждает, что без данной поправки не могут быть введены подзаконные акты, регулирующие работу субъектов на рынке. По словам президента Nemiroff, чтобы с 1 января 2006 года рынок не остался без импортной алкогольной продукции, необходимо еще подготовить ряд технических условий. В том числе, направить новые акцизные марки импортерам, чтобы они успели произвести продукцию, оклеить ее маркой и отправить  в Россию. "С большой долей вероятности я считаю, что к началу будущего года это сделать не успеют", - сокрушается Грибов, отмечая, что даже если к 1 января поправка и подзаконные акты будут готовы, технической реализации стоит ожидать не раньше февраля-марта. "Так что в 1-м квартале на российском рынке алкогольной продукции кризис неизбежен", - констатирует он.

Более жесткую позицию по поправкам к законопроекту заняли московские власти в лице депутатов Мосгордумы. Позавчера они приняли обращение к президенту России о нелегитимности законопроекта. Депутаты утверждают, что, в соответствии со ст.125 Регламента Государственной Думы, не допускается внесение поправок при рассмотрении законопроекта в третьем чтении, "но в случае принятия данного законопроекта эта норма была нарушена", - заявлено в обращении.

В частности, депутаты указывают на изъятие из законопроекта норм об информационной марке и о качестве алкогольной продукции, которые, по словам столичных парламентариев, обеспечивали создание в стране действенного механизма, гарантирующего качество алкогольной продукции и безопасность населения.

Столкновение лоббистов может вообще лишить законодательного обеспечения всю отрасль уже через два месяца с небольшим. Впрочем, гражданам опасаться пока нечего – алкоголем к новогодней елке они запастись успеют.

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить