Россия теряет право ловить тунца?

Россия - страна морская. Для её продовольственной безопасности рыбная промышленность по своей значимости стоит на втором месте после сельского хозяйства. В 1980-е годы объём уловов рыбодобывающей промышленности страны достигал 10,4 млн. тонн, а ежегодное потребление рыбных продуктов на душу населения в соответствии с рекомендованной нормой - 22 кг. Однако в настоящее время эти позиции утеряны. Сейчас в России потребление рыбы на душу населения составляет всего 8 кг. А такой ценной рыбой, как тупец, полакомиться могут немногие.

Это притом, что промысел тунцов продолжает оставаться одним из самых динамично развивающихся в мире. В стоимостном выражении мировой опыт промысла тунцов оценивается примерно в 10-15 млрд. долларов США и уступает только стоимости промысла креветок.

С середины 60- х годов прошлого века до 2000 года российская тунцеловная флотилия непременно присутствовала и вела промысел тунца в водах Мирового океана, чем внесла существенный вклад в изучение и освоение мировых запасов этого особо ценного вида промысловых рыб.

- В мировых лидерах по вылову тунца наша страна, конечно, не числилась, - рассказывает «Правде. Ру» известный калининградский рыбак депутат Государственной Думы Асанбуба Нюдюрбегов. - Но почти двадцать лет его добычи стали заметным этапом в истории отечественного рыбного промысла…

Численность нашей тунцеловной флотилии в лучшие времена оставляла до 40 единиц. Распад Советского Союза, к сожалению, не обошел стороной тунцеловный флот. В 1990 году были проданы в Эстонию малые тунцеловные ярусники. В 1995 году в Китай продали большие сейнеры-тунцеловы типа «Родина», в 1997 году списали на металлолом тунцеловные базы. Брошенный на произвол государством тунцеловный флот частично сохранился лишь в Калининграде в виде средних тунцеловных сейнеров (ССТ) типа «Тибия», построенных в Киеве на судоверфи «Ленинская кузница» в период с 1982 по 1986 год.

В последний рейс несколько калининградских ССТ "Тибия" сходили в 1999 г. На сегодня от калининградской флотилии осталось семь сейнеров этого типа, принадлежащих рыбопромышленной компании "Морская звезда". Несколько лет они стояли на приколе, но в ноябре 2002-го четыре из них отправлены на ремонт в г. Щецин (Польша). Три других базируются в порту Лас-Пальмас под надзором ремонтно-подменной команды, которая до лучших времен обеспечивает текущий ремонт и безопасность их стоянки в иностранном порту.

За это время в «Морской звезде» была создана специальная рабочая группа, куда вошли ведущие специалисты профильных подразделений компании, причастных к проекту возрождения тунцеловного флота. Была проведена колоссальная работа по составлению ремонтных ведомостей, подбору оборудования, соответствующего современным способам ведения промысла, по представлению инвестиционного проекта в международных финансовых институтах. Разработан инвестиционный проект, учитывающий современные требования к промыслу тунца и реализации продукции.

На сессии ICCAT «Морская звезда» через представителя России в этой международной организации официально проинформировала руководство ICCAT о мерах, предпринимаемых компанией по ремонту судов и плановых сроках выхода флотилии на промысел.

- Проект носил судьбоносный характер, - говорит депутат Государственной Думы Асанбуба Нюдюрбегов. - Дело в том, что добыча тунца кошельковыми неводами в Атлантике квотируется количеством сейнеров, ведущих промысел под флагами стран - участниц Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT). Но, поскольку ни одно тунцеловное судно под флагом России в течение ряда лет не ловило тунца, российская квота могла быть передана другим странам - участницам конвенции.

Восстановление тунцеловного промысла в России - задача сама по себе масштабная, государственного значения, шаг к возвращению позиций, утраченных на мировом рынке. К сожалению, это направление не имеет практически никакой поддержки государства.

- Ну почему, скажите, нашей компании «Морская звезда», восстанавливающей тунцеловный флот, приходится делать это на свой страх и риск?- задает вопрос президент Союза рыбопромышленников Запада Эрнст Смелов. - Почему бы государству ни гасить ей на 2/3 процентную ставку по кредиту для модернизации судов, как мы это предлагали? Ведь компания пытается возобновить промысел, который мы прекратили еще в 2000 году. Если мы это не сделаем, Россию могут лишить права ловить тунец. Получается, что «Морская звезда» действует не только в своих коммерческих интересах, но и в интересах государства, отстаивая его право на кусок мировой рыбной пашни…

С 2001 по 2003 год ООО «Морская звезда» обеспечивала техническое состояние судов и безопасную стоянку в портах, несла затраты по содержанию экипажей, что позволило сохранить основной состав специалистов сейнерного лова тунца. С учетом заработной платы экипажей общие затраты по содержанию судов за этот период составили более 10 миллионов долларов США. Главной целью компании в этот период являлась задача сохранения оставшихся судов и, следовательно, всего выделенного для России конвенцией I ССАТ промыслового условия – права лова девятью судами.

В 2003 году для оперативного управления судами была создана компания ООО «Рустуна». «Рустуна» затратив на сохранение и восстановление флота около 27 миллионов долларов США, завершила капитальный ремонт и подготовила к промыслу четыре сейнера. Но на промысел, как сообщили « Правде. Ру»» в компании,сейнеры не выйдут. Генеральный директор ООО «Рустуна» направил письмо Председателю Правительства России. Его основной смысл: «Рустуна» готова передать тунцеловную экспедицию государству.

« При сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах в рыбной отрасли, в особенности в тунцеловной, - подчеркивается в письме, – отсутствии поддержки со стороны государства, льгот, субсидий и дотаций, специального кредитования по развитию отрасли и наличие огромного промыслового «плеча» от порта приписки до района промысла, соревноваться с Западными компаниями и удерживать данный вид деятельности практически не представляется возможным».

В последнее время мировое сообщество все больше тревожит проблема продовольственного обеспечения. Многие ученые предостерегают об истощении природных ресурсов земли, о пределах интенсификации сельского хозяйства. Неуклонно растущему населению планеты грозит голод. И одним их очевидных путей выхода из этого кризиса называются промышленное освоение Мирового океана, крупномасштабная культивация, добыча, переработка морепродуктов.

Тунец, относящийся к числу наиболее ценных объектов лова, является второй, после криля, биомассой океана. На торгах случаи, когда отдельная особь тунца оценивается более чем в 10000 долларов не редкость. Известно, что один из экземпляров был продан за 67500 долларов. Примечательно, что к тунцовому «золотому дну» в последнее время приобщаются страны, ранее не работавшие в тропической зоне – Норвегия, Исландия, Канада.

В то время как уловы многих пород рыб уменьшаются, уловы тунца растут. За пять лет они увеличились с 2,85 до 3, 2 миллиона тонн. И это, как считают ученые, далеко не предел. Россия же, похоже, этот вид промысла потеряет навсегда.


Автор Валерий Громак
Валерий Громак — капитан 1 ранга в запасе, журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить