Плюсы и минусы

Сегодня на правительственном часе в Госдуме глава Министерства экономического развития Герман Греф убеждал депутатов в необходимости вступления России в ВТО. Главная проблема, которая волнует и народных избранников, и экономистов, и отечественных предпринимателей – насколько будет защищен внутренний рынок России от дешевого импорта после вступления в эту организацию.

Москва заинтересована прежде всего в защите таких важных отраслей промышленности, как авто- и авиастроение. Не секрет, что в случае вступления в ВТО тот же автопром может и не выдержать конкуренции с западными (и восточными) компаниями. На равных бороться с продукцией какого-нибудь «Форда» АвтоВаз пока просто не в состоянии. То же самое касается и российских самолетов. Не даром после того, как перспективы России на вступление в ВТО стали весьма благоприятными, в Евросоюзе подняли вопрос о несоответствии отечественных лайнеров западным стандартам. Дескать, слишком шумные. Так что проблемы есть, и российская сторона пытается добиться приемлемого для себя решения.

Защитить некоторые отрасли российской промышленности в правительстве предлагают путем сохранения таможенных пошлин. В частности, Москва настаивает на введении верхнего предела пошлин в 30 %, тогда как сейчас пошлины составляют в среднем 25%. Упорство, с которой российская сторона отстаивает это требование, произвело некоторое впечатление на представителей Всемирной торговой организации. Они согласились с необходимостью сохранения импортных пошлин. Правда, пока это согласие носит предварительный характер.

Между тем, по словам Германа Грефа, «президент не ставит задачи вступления России в ВТО любой ценой, а настаивает на вступлении в эту организацию только на приемлемых для России условиях». «Если мы не сможем защитить наши чувствительные позиции, то вступление России в ВТО не состоится», - подчеркнул Греф.

Впрочем, такое развитие событий представляется маловероятным. Россия объективно заинтересована во вступлении в эту организацию. Плюсов все-таки больше, чем минусов. Хотя бы потому, что в настоящее время членами ВТО являются 144 государства, на долю которых приходится 96% мирового торгового оборота. Россия остается чуть ли не единственным промышленно развитым государством, которое не входит в эту организацию. Что не может не порождать проблем для российской экономики. Ведь, по словам Грефа, в настоящее время против продукции российских компаний действует более 120 антидемпинговых процедур. В результате страна теряет ежегодно до 4 млрд. долларов.

Конечно, вступление в ВТО всех проблем в одночасье не решит. И антидемпинговые законы в отношении отечественных компаний не исчезнут от одного факта присутствия России в этой организации. Но, по крайней мере, у Москвы появится действенный механизм отстаивания своих экономических интересов. Да и привлекательность в глазах потенциальных инвесторов может увеличиться.

Россия не может оставаться в стороне от мировых интеграционных процессов, это слишком дорого обходиться. Одновременно с этим желательно защитить и собственную промышленность, по крайней мере, наиболее перспективные ее отрасли. Задача нелегкая, но решать ее необходимо. И желательно побыстрее. А то таких отраслей в российской экономике не останется.

Олег Артюков

"ПРАВДА.Ру"

О том же самом в английской версии ПРАВДЫ.Ру: RUSSIA IN WTO: PLUSES AND MINUSES

Ссылки по теме:

Regions.ru:

Москва. Герман Греф проинформирует депутатов Госдумы о мерах по развитию реального сектора экономики в связи со вступлением России в ВТО.

Страна.Ru:

Герман Греф: вступление России в ВТО - не самоцель

Обсудить