Чтоб отнять миллион, очаруй кредиторов

Следственное управление при МВД республики расследует уголовное дело по обвинению казанской предпринимательницы в незаконной банковской деятельности. Аналогий этому расследованию в Татарстане нет.

Специалисты по уголовному праву относят статью 172 УК РФ «незаконная банковская деятельность» к категории превентивных. Такие статьи, как правило, «не работают», а существуют в качестве уголовных запретов. Действительно, банков, которые после прекращения действия лицензии продолжали бы вести работу, в России не встретишь. Частные же лица, как правило, в столь сложные финансовые отношения не вступают (попадаются обычно на банальном мошенничестве). Так что приговоров по этой статье по всей России — по пальцам пересчитать. Но наши следователи полагают, что фигурантка редкого уголовного дела — мадам Сарыкова (данные изменены) именно банковскими операциями и занималась.

...События, которые легли в основу уголовного дела, разворачивались еще в «докризисные» времена. Так что в материалах дела фигурируют астрономические по нынешним меркам суммы в наличной валюте. В1997 году к доценту казанской академии подошел студент и предложил познакомить его со своей матерью, занимающейся коммерцией. Преподаватель решил пустить в оборот десять тысяч долларов, но, пообщавшись с обаятельной мадам Сарыковой, «раскрутился» на двадцать пять тысяч.

Уж очень заманчивыми были условия договора: восемь процентов ежемесячно и возврат всей суммы через три месяца в долларах, независимо от биржевого курса. Сарыкова рассказала «клиенту» об успешной деятельности фирмы, о том, что вложить деньги она намерена в развитие бизнеса. Сделку оформили честь по чести: составили договор займа, заранее обговорили конечную сумму — 31,4 тысячи баксов и пени — полпроцента за каждый просроченный день. Доцент заручился распиской Сарыковой о получении кредита и настоял на присутствии при передаче денег свидетелей. Они подтверждают, что в залог кредита предпринимательница поставила основные средства своей фирмы «Канц-сирос».

Подошел срок возврата долга. Деньги доценту нужны были как никогда: тяжело заболел ребенок — требовались дорогие медикаменты. Но Сарыкова, сославшись на финансовые трудности, пообещала выплатить деньги позже. Хождения кредитора за собственными деньгами длились очень долго. А потом должница вообще скрылась из виду. Попытка найти ее по адресу, указанному в реквизитах фирмы, довела преподавателя до шока: оказалось, что он лишь один из многих «кинутых кредиторов». Мало того, Сарыкова не расплатилась по кредиту даже с банком «Аверс».

Были у Сарыковой и другие схемы вовлечения вкладчиков в свой бизнес. Кстати, ставку главным образом она делала на женщин, используя их эмоциональность и общительность. Еще бы. Стоило обаять одну, продемонстрировав ей склады, забитые товаром, и ведомости о выплате солидных процентов своим кредиторам, как «обработанная» клиентка несла свои сбережения и вела вереницу подруг.

В конце концов двадцать четыре «вкладчика» обратились в суд. Процесс вернул им надежду: все иски были удовлетворены. Но когда дело дошло до описи имущества должницы, оказалось, что его как такового уже и нет: фирму «Канц-сирос» оттяпал за долги кредитор-предприниматель. А доля (одна четвертая) в фирме «Покер», где Сарыкова была учредителем, переведена на имя ее сына...

На сегодняшний день по материалам уголовного дела проходят около шестидесяти потерпевших. Но это только те кредиторы, кто обратился в милицию.

Вкладчики Сарыковой намерены идти до конца. Многие из потерпевших занимали у друзей и родственников, кто-то даже продавал имущество (!). Все без исключения хотят вернуть не только свои деньги, но и набежавшие за все эти годы проценты. Некоторые даже мечтают получить пени за каждый просроченный день. Но, по действующему законодательству, максимум, на что могут претендовать потерпевшие — вложенная сумма в рублях, да и то по курсу на момент вклада. И это в лучшем случае, потому что у обвиняемой ни имущества, ни денег на банковских счетах нет. Как установило следствие, только от официальных потерпевших Сарыковой было получено почти три миллиона рублей. В переводе на курс доллара тех лет (1997-1998 гг.) это — полмиллиона долларов. Но вот куда делась эта баснословная сумма — загадка.

Потерпевшие предпочитают сначала взять с мошенницы деньги, а потом «посадить». Однако с юридической стороны все не так просто, ведь даже состава мошенничества в ее действиях следствию найти не удалось. Фирма процветала, и доказать, что Сарыкова обманным путем «вытащила» деньги у кредиторов — невозможно.

Однако признаки незаконной банковской деятельности, как полагают юристы, налицо. Хотя уставный капитал фирмы «Канц-сирос» был всего тридцать тысяч рублей, по грубым подсчетам ее оборот весной-летом 1997 года достиг около миллиона долларов. Правда, все эти суммы по бухгалтерии не проходили: они фигурировали лишь в расписках, учетных карточках кредиторов (которые Сарыкова добросовестно заводила на каждого) и ее ведомостях.

Но своих денег потерпевшим, по всей вероятности, не видать. Даже если вину Сарыковой признает суд, ввиду отсутствия капиталов многочисленные решения о взысканиях долгов вряд ли будут исполнены. Впору кредиторам пожалеть о царском режиме с его долговыми ямами — сурово, но поучительно.

Наталья Сухарева

«Вечерняя Казань»

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить