"В порядке преемственности..."

До сих пор так и не понятно, что же толкнуло мэра Красноярска Петра Пимашкова ввязаться в избирательную кампанию по выборам губернатора края. Если разобраться, то получается, что нет, вроде, ни поводов, ни мотивов. Власть в городе дважды убедительно доказана муниципальными выборами и ничем особенным (за исключением, разве что, иногда российского законодательства) не ограничена. Забот тоже пока хватает: улицы в брусчатку закатаны не все, фонтанов все еще меньше, чем в Питере, автобусы и трамваи все еще не самые новые по улицам ходят… Да и сами улицы кое-где еще требуют внимания главы города, которое он, надо признать, всем вышеперечисленным объектам оказывает. Но ведь пошел Петр Иванович. Пошел туда, где скандалы, дрязги, «разборки». Пошел, не имея за спиной, по сути, ни одной серьезной избирательной кампании. Самое время задаться вопросом: зачем?

 Есть все основания полагать, что Пимашков в губернаторы не пошел, а его, что называется, «пошли». И в первую очередь те, кому мэр очень уж мешает в городе. Это отнюдь не враги городского главы. Это… его заместители. Пимашков вообще отличается поразительным умением собирать собственную «команду» по тому же принципу, по которому это делали два предыдущих краевых губернатора. Зубова в свое время «сдали» его же помощники. Лебедя «сдавали» регулярно, как только очередному заму удавалось достичь цели пребывания на краевой земле. Сейчас, судя по всему, настало время проверки людей, работающих в администрации города. И вряд ли они проверку выдержат. Уж слишком многим из них хочется занять место, которое уже много лет удерживает «хозяйственник» Пимашков. А один из тех, кто уже сейчас готов отодвинуть кресло мэра и прыгнуть в него сам – первый его заместитель Анатолий Матюшенко. Фигура не менее, наверное, известная красноярцам, чем его начальник, однако работающий по совершенно другим принципам. Если говорить коротко, то Анатолий Иванович давно превратил администрацию города и вверенные ему службы в нормальное коммерческое предприятие.

 

  «Горминералводоканал»

 

 Как и в любом коммерческом предприятии, есть у «бизнесмена Матюшенко» так называемые «основные производственные мощности». То есть, конечно, мы не утверждаем, что Анатолий Иванович чурается более мелких гешефтов, но все-таки пара-тройка крупных источников существования у него имеется. В частности, даже совсем неискушенные в политике и экономике горожане знают, что первый зам мэра испытывает просто необъяснимую тягу к муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Водоканал». Равно, впрочем, как и к его руководству. Один из последних случаев получился наиболее примечательным. Когда в очередной раз руководство «Водоканала» перекрыло краны с холодной водой на правом берегу города из-за того, что какое-то из предприятий (как это обычно бывает) недоплатило в казну «Водоканала» несколько тысяч рублей, замглавы города, призванный заботиться об интересах горожан и их бытовых условиях, официально заявил, что «…городские власти полностью поддерживают позицию «Водоканала», так как в противном случае 3000 рабочих могут просто остаться без работы». Заметим, что позиция занята была абсолютно правильно: Матюшенко самым натуральным образом позаботился о горожанах. Правда, тех оказалось всего три тысячи плюс члены семей, но все равно приятно. Виновные тоже были найдены достаточно быстро. По словам Матюшенко, «…сейчас руководители предприятий просто используют СМИ в своих интересах, не желая платить по долгам». А на резонный вопрос журналистов о том, почему руководство МУП не хочет как можно быстрее встретиться с так называемыми «неплательщиками» для того, чтобы урегулировать вопрос и дать горожанам воду, первый заместитель главы Красноярска скромно отметил, что «…нежелание директора «Водоканала» Валерия Позднякова встречаться с представителями должников обусловлено отсутствием у последних конкретных графиков погашения задолженности». Вот так. У чиновников нет графика, а у половины Красноярска воды. В этом весь Анатолий Иванович.

 Но упрекать Матюшенко в том, что он такой вот совсем черствый и бессердечный, было бы совсем неправильно. Напротив: когда горожане поинтересовались все-таки на предмет включить воду и помыться, тот заботливо посоветовал тем потерпеть (стихийное, мол, бедствие), а пока пользоваться услугами торговли - минеральная вода, там, или еще чего. Посуду тоже велено мыть тем же самым. Ну и туалет тоже… Непонятно, правда, чем это может закончиться. Сам Матюшенко почти наверняка не озабочен такими мелочами, как какие-то там отключения. Тем более, что отношения у Анатолия Ивановича и руководства «Водоканала» просто-таки родственные. В любом конфликте любимого МУПа с населением города вице-мэр неизменно встает на сторону первых. Даже когда общественность заинтересовалась тем, откуда в бедной вроде бы муниципальной организации такой роскошный ремонт, а у господина Цирюльникова не менее роскошный «Мерседес», городские власти быстро «замяли тему». Главное, чтобы за воду платили. Потому как иначе денег в бюджете совсем не будет. Нет, не в городском – там их, благодаря стараниям, в том числе и первого зама, давно нет. Имеется в виду личный бюджет г-на Матюшенко, который недаром так любит указанное предприятие. И проявляется это отнюдь не только в героической его защите.

 По отзывам красноярских предпринимателей, в этом году в центре города невозможно было поставить ни одно летнее кафе. И речь даже не о взятках городским чиновникам, а о том, что все более-менее приличные места были отданы для установки кафе, принадлежащих … МУП «Водоканал». Никто особо не обращает внимания на то, что и дело для них это не совсем как бы профильное, и других забот в городе пока много. Зато есть возможность заработать себе и Анатолию Ивановичу денежку. И денежку большую. Оборот только одного кафе с не самым большим числом столиков оценивается в сотни тысяч долларов. После этого становится понятно, почему вице-мэр с таким трепетом относится к рядовой «коммунальной» организации. Которую – для справки – возглавляет тоже мэр. Только бывший. С Матюшенко также знакомый.

 

  «Топите, Толя, топите…»

 

 Однако, Анатолий Иванович в своей привязанности к муниципальным организациям, через которых прокачиваются значительные финансовые средства, далеко не однолюб. Вслед за советом мыться покупной минеральной водой потенциальный первый претендент на пост мэра краевого центра очень скоро может посоветовать жителям этого самого центра топить свои квартиры покупными дровами. По крайней мере, еще один большой друг господина Матюшенко – руководитель еще одного МУП «Котельные и тепловые сети», Сергей Михайленко, с ведома или, возможно, при помощи своего старшего по статусу товарища уже давно занимается тем, что позволяет пропадать из городских котельных зимним запасам угля.

 Впрочем, «пропажа» - это громко сказано. «Бюджетный» уголь просто-напросто перепродается. В прошлом году такие случаи приняли просто массовый характер. Например, котельная «Красмаша» частично обслуживает город, а частично расходует уголь на собственные нужды. Уголь туда поступает за счет средств бюджета по низкой цене. После некоторых манипуляций уголь попадает на рынок с ценой ниже, чем отпускная цена местных его производителей. Аналогичная же ситуация складывается на котельной ЭВРЗ. Отгружается уголь заводской котельной, которая производит тепло для города, по «бюджетной» цене. В то же самое время на предприятии заключен некий "внутренний" договор с этой котельной, причем договор по откровенно завышенным ценам, а расчет со стороны котельной ведется именно углем. Таким образом, вроде как котельная становится собственником дешевого угля и может им распоряжаться, как хочешь. После этих "расчетов" дешевый уголь оказывается на рынке. Скидка же на этот уголь доходит порой до 40%. И если перепродавать его даже дешевле, чем он реально стоит на рынке, то получается в итоге все равно очень приличная маржа. Причем, сами угольщики этот процесс остановить не могут. Прекратить отгрузку – значит заморозить город, а такого себе не могут позволить даже отъявленные угольные олигархи. Иначе их здание на улице Ленина вместе с населяющим его персоналом будет просто сметено. Решить проблему можно только административными методами. Но самое интересное заключается в том, что сделать этого они не хотят, так как контролирует «угольные» процессы в рамках городской администрации все тот же … Анатолий Матюшенко. Все остальное до боли знакомо. Евроремонт в офисе «…сетей» и небольшие отчисления все в тот же бюджет. «Семейный». Друзьям, помогать, конечно, не зазорно. Равно как и зарабатывать себе на жизнь. Только при чем тут горожане?

 

  «За проезд!»

 

 Если продолжать тему советов, которые может давать Анатолий Матюшенко горожанам для решения проблем, возникающих при его непосредственном участи, то следующим вполне может стать совет ходить по городу пешком или ездить на такси. Красноярские «маршрутки» сегодня как никогда близки к тому, чтобы благодаря «неусыпной заботе» мэрии и лично куратора транспортных проблем полностью прекратить свою работу и парализовать город. Это не кажется таким уж недостижимым результатом, учитывая, что без налогов от деятельности «маршрутников» город остался уже давно.

 Началось все с того, что мэр и его «правая рука» решили, что в бюджете не хватает денег. Аккурат в то самое время Петру Ивановичу необходимо было переизбраться на новый срок, и нехватка средств могла сказаться на этом процессе самым катастрофическим образом. Массовый поиск по амбарам и сусекам привел к тому, что главным объектом «доения» были выбраны набиравшие тогда силу маршрутные перевозчики. При непосредственном участии Анатолия Ивановича была разработана новая система налогообложения, при которой, по словам представителей профсоюза «маршрутников», им было проще закрыть свои предприятия, чем работать себе в убыток. Однако это не смутило городских чиновников, и соответствующие документы были «продавлены» в Горсовете. Однако надежды увидеть вместо стабильного ручейка налоговых поступлений огромную реку, которая течет в городскую казну, не сбылись. Владельцы «маршруток» быстро перерегистрировали свои фирмы в соседнем Березовском районе, и город лишился даже тех средств, которые он имел. Говорят, Анатолий Иванович, которому принадлежала идея «подоить» транспортников, очень осерчал, громко ругался и пытался давить даже на главу района, чтобы тот вернул в казну краевого центра такой мощный источник дохода. Не говоря уже о том, что сами перевозчики тогда подверглись серьезному давлению со стороны самых разных муниципальных органов. «Маршрутники» тогда отстояли свои права. Однако в ближайшее время война может возобновиться с новой силой.

 На одном из состоявшихся заседаний коллегии администрации Красноярска в очередной раз обсуждалась работа городского транспорта и по «хорошей» традиции особенно много нареканий вызвала работа маршрутных такси. Больше всего возмущался тем, как ведут себя «маршрутники» … заместитель главы Красноярска Анатолий Матюшенко. По его словам, «… скорость маршрутных такси превышает все допустимые нормы. В погоне за прибылью шоферы забывают о правилах дорожной безопасности и элементарной заботе о пассажирах, часто сходят с маршрутов и не соблюдают установленный график движения». Не водители, а прямо враги рода человеческого. В лице департамента транспорта и заместителя мэра. Еще одна претензия, высказанная чиновниками, касалась того, что автобусы марки "ПАЗ", которые и составляют сегодня большинство на коммерческих маршрутах, вообще не предназначены для пассажирских перевозок. Частных предпринимателей немедленно обвинили в том, что они не торопятся приобретать более вместительные и подходящие для Красноярска машины типа MAN. Матюшенко лично дал поручение руководителю департамента транспорта разработать постановление, согласно которому в центре Красноярска останутся работать только автобусы большой вместимости. "ПАЗы" же в течение нескольких лет должны будут переведены на окраинные маршруты. Несложно представить, чем в итоге это может обернуться для краевого центра.

 Чиновникам мало того, что «ПАЗики» своей работой доказали свою экономическую выгоду для города, владельцев и пассажиров. Теперь решено все повернуть с ног на голову. Автопарк необходимо будет практически на 4/5 обновить. Сейчас, по словам самих «маршрутников», ни одному из владельцев автобусов это не под силу. Не говоря уже о том, что они вообще не понимают логики этого решения. За исключением утреннего и вечернего «часа пик», даже маленькие «ПАЗы» ходят по городу полупустыми, не говоря уже о больших подержанных «европейцах». Зимой же, по отзывам рядовых красноярцев, на западной продукции ездить вообще невозможно: автобусы промерзают насквозь. Не меньшие проблемы в холода возникают и у самих водителей. Ну а то, какие автобусы создают в центре города большие пробки, понятно даже ребенку. Однако у властей свой интерес. Во-первых, они вполне могут поторговаться с предпринимателями и убрать ряд запретов в обмен на некие материальные блага. Во-вторых, если новые правила все же будут приняты, есть все основания полагать, что такой прибыльный бизнес, как покупка-продажа автобусов, мэрия возьмет под свой контроль. Кроме денег это даст возможность практически даром скупить отличный подвижной парк для собственных муниципальных предприятий, которые за время «царствования» отдельных помощников Петра Пимашкова захирели настолько, что даже дневной запас бензина покупают «вскладчину». Все это принято называть «грамотной экономической политикой». И с этим можно согласиться, если только иметь в виду политику в отношении самого себя отдельно взятого чиновника администрации. Его имя мы уже упоминали выше несколько раз…

 

  «Рыночные» отношения

 

 Вообще у городских бизнесменов средней руки есть очень много оснований не любить Анатолия Ивановича. И чувства эти, надо признаться, очень обоснованы. Именно Матюшенко оказывался либо инициатором, либо исполнителем самых скандальных решений, которые, так или иначе, сказывались на местном бизнесе. Из тех, которые получили наибольшую огласку, можно вспомнить закрытие рынка на Взлетке. Решение об этом было подписано лично первым замом Пимашкова и вызвало тогда стихийные протесты торговцев всего города. А судебные тяжбы, говорят, продолжаются до сих пор.

 Напомним, власти Красноярска решили закрыть «Взлетку» и построить на этом месте современный торговый комплекс. Теперь уже о комплексе речь никто не ведет, но не это главное. Решение было принято чисто по-чиновничьи, росчерком пера на бумаге. Мнения бизнесменов и рядовых горожан, которые за семь лет сделали этот рынок самым любимым в городе, никто не спросил. Всем предпринимателям было предложено перебраться на недавно открывшийся, при самой серьезной поддержке администрации края, Губернский рынок. Однако торговцев не устраивало ни его месторасположение, ни размер арендной платы, ни условия, созданные там для работы. Руководство уже фактически приговоренного рынка подало иск в арбитражный суд и выиграло дело. С точки зрения суда, городские власти не имели право расторгать договор аренды земельного участка, на котором находится старый рынок. На какое-то время все успокоилось, однако это было лишь временное перемирие. В один из дней наряды милиции перекрыли все подступы к рынку, на торговую площадь не пускали не только покупателей, но и продавцов. Именно тогда чуть было не начался бунт. Торговцы, которых насчитывалось примерно 1300 человек, к моменту разгона рынка уже заплатили годовой налог на вмененный доход и внесли арендную плату за свои места. Все эти средства им никто до сих пор так и не вернул. Рынок оказался закрыт, а новый, куда было «предложено» переехать предпринимателям, за несколько лет, несмотря ни на какие пиаровские ходы администрации, так и не стал таким же популярным, как «Взлетка». Зато город получил для застройки потрясающий по престижности земельный участок. В мэрии до сих пор отказываются говорить о том, кому и за сколько он был передан. Однако, учитывая, что строительство (а если говорить еще точнее – распределение участков застройки) является «коньком» действующей городской власти и на приемной Матюшенко и еще двух чиновников – Григоренко и Игнатьева впору вешать прайс-листы на «подарки», можно не сомневаться в том, что решение принималось в общих интересах. Интересах чиновников.

 Все, что Вы прочитали, только часть «заслуг» второго лица мэрии. Есть еще взятки за право получить муниципальный заказ, и «откат» за выполнение работ по подряду муниципалитета, и махинации с лекарствами, закупаемыми на государственные средства, и взятки за право аренды городских площадей и право застройки, и многое другое. Матюшенко очень часто сравнивают с вице-мэром Москвы Шанцевым, который тоже «курирует все». Заметим, «все» от этого ни в Москве, ни в Красноярске лучше не становится. Но главное сходство в другом. И Шанцев, и Матюшенко считают себя «преемниками». Оба готовы в любой момент выбить кресло из-под собственного начальника. И оба не могут себе этого позволить тоже по одной же причине – слишком любимы и значимы Лужков и Пимашков в своих городах. Есть, правда, еще один нюанс. В случае, если «преемственность» в понимании обеих не случится, и Шанцеву, и Матюшенко очень долго придется объяснять правоохранительным органам свои предыдущие «достижения». Поэтому стремления Анатолия Ивановича нам по-человечески понятны. Вот только разделяют ли их горожане, которым чиновники советуют мыться минералкой и самим заниматься отоплением своих квартир?

 

  Алексей Богомолов

Обсудить