Йоко Оно: В Москву со своими «тараканами»

Грядущую выставку эпатажной японки Йоко Оно со 100% долей вероятности посетят далеко не только любители концептуалистики. Целевая аудитория данного мероприятия в конечном результате окажется, несомненно, шире и за счет не переводящихся в стране битломанов и за счет посетителей избранной организаторами выставочной площадки – Центрального универмага столицы.

Оно, раньше громко заявлявшая о себе как борец за «мир во всем мире», сегодня предоставляет разбираться с войной в Ираке демократическо-республиканскому разноголосию американского парламента. В интервью московскому глянцевому журналу Йоко признается, что даже публичные политические акции у стен Белого дома не вызывают интереса у местных СМИ, подобно тому как это бывало во времена знаменитого «Мира в постели». Сегодня самым политически окрашенным высказыванием Йоко звучит, пожалуй, с готовностью повторяемый ею факт собственной биографии о корнях в России (русская тетушка).

В остальном у Йоко, что называется, все как у людей. 74-летняя вдова Леннона не нарадуется музыкальной одаренности их совместно нажитого с Джоном сына Шона Таро Оно Леннона (полное имя музыканта). Недавно мать и сын отметились выпусками весьма успешных музыкальных альбомов. Причем, в лучших традициях нового времени, оба «продукта» оказались в открытом доступе в глобальной Сети задолго до официальных релизов. Интересная особенность, творчество Йоко и Шона успешно ассимилировалось с цифровыми принципами и форматами, в то время как Леннон по-прежнему предпочтительнее в виниле.

Тем не менее нынешнее появление Йоко Оно в России не связано с музыкальными достижениями. В период с 31 мая по 24 июня в Москве будет демонстрироваться ее очередной проект «Одиссея таракана». Оценить его по достоинству поможет небольшой экскурс в историю.

Услужливые технологии XXI века позволяют сегодня парой кликов «мышки» заглянуть в 1965 год, где на сцене нью-йоркского Карнеги-холла Оно самоотверженно предоставляет «кровожадной» публике возможность кромсать ножницами ее платье до известного момента, когда детям до 16-ти лучше покинуть помещение. Этот фокус, смыслом которого, разумеется, была антивоенная пропаганда, Оно любила повторять, веря если не в силу искусства, то по крайней мере в собственную женскую привлекательность.

Многие перформансы эпатажной японки балансируют на грани, и фола не происходит, возможно, лишь оттого, что у искусства этой грани как таковой нет, есть только привычка и то, что привычный взгляд нарушает. Любой эксперимент в какой-то мере и есть нарушение канонов, а Йоко любит экспериментировать, как с собой, так и с публикой.

«В данный момент мы настолько погрузились в нами же созданную психодраму, что не можем больше видеть реальность иначе, чем под влиянием разного рода пропаганды. Я решила один день побыть тараканом и посмотреть его глазами на то, что происходит в таком городе как Нью-Йорк. Я сделала разные фотографии городских окраин, представив их с точки зрения таракана. Глазами этой другой сильнейшей расы мы можем исследовать ту подлинную реальность, которая возникает в наших мечтах и ночных кошмарах. Я приглашаю вас присоединиться ко мне в этой одиссее».

Объекты нынешней инсталляции предсказуемо связаны с темами разрушений, заброшенности и насилия – всего, чем полны современные мегаполисы, с чем слились и свыклись современные люди. Гротескные размеры привычных предметов позволяют не просто увидеть по-новому, а хорошенько рассмотреть то, что раньше оставалось без внимания. Окунуться на время в мир тараканов только на первый взгляд – мера радикальная. В мире, где демократия и свобода стали почти синонимами войны и насилия, некоторые видят выход в менее мирных подходах. У человечества существует много разных средств и у Йоко оно не худшее. Единственная загвоздка, если кому-то в Москве привычные виды нью-йоркских тараканов покажутся не на шутку заманчивыми. Хотя в ЦУМе такая опасность всё-таки невелика.

Cut Piece
1964 год – Япония
1965 год – Нью-Йорк (Карнеги-холл)
2003 год – Париж (вместе с сыном Шоном Ленноном, а также режиссером и музыкантом Винсентом Галло, Оно таким образом отметила свое 70-летие в парижском театре Le Ranelagh)
My Mommy Was Beautyful
2004 год – Лос-Анджелес

«Одиссея таракана»
2003 год – Нью-Йорк (галерея Джеффри Дейча)
2004 год – Лондон (Институт современного искусства)
2007 год – Москва (ЦУМ)

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить