Противостояние Севера и Юга ОБОСТРЕНо до предела. В Киргизии

Кровавые события весны 2002 года в Аксыйском районе Джалал-Абадской области опять до предела обострили в Киргизии противоречия между двумя самыми крупными регионами страны — Севером и Югом. Формальным поводом для них, как известно, стал арест депутата Законодательного собрания Жогорку Кенеша Азимбека Бекназарова за уголовное преступление, якобы совершенное им еще семь лет назад, когда он работал следователем районной прокуратуры в Токтогуле. Но для большинства участников массовых акций на юге республики арест этот стал попыткой «зажать рот» народному заступнику, выступившему против произвола властного центра. А в центре, по их мнению, сидят, в основном ставленники северных кланов, которые вот уже много лет не дают ходу южанам.

 Противостояние Севера и Юга в Киргизии имеет очень давние корни. Исторически так сложилось, что для этих двух частей страны характерны очень разные способы производства, религиозные и культурные уклады. Север населяют, в основном скотоводы, кочевники с довольно низким уровнем религиозности. По своему этническому складу они близки к казахам. Южные же районы сконцентрированы вокруг восточного фланга Ферганской долины. Основной сферой деятельности здесь является земледелие. А еще одной отличительной особенностью южан является повышенная религиозность. По недавним опросам почти сто процентов мужчин Ошской и Джалал-Абадской областей назвали себя мусульманами. В этом они очень близки к своим соседям-узбекам.

 Такое различие между двумя главными группами населения фактически раскалывает Киргизию на две примерно равные по количеству жителей части. Причем разделение это усугубляет еще и географический фактор. В южные области из центра можно попасть только через высокий горный хребет, проходящий точно посередине страны. И единственной ниточкой, связывающей две ее части, является трудная и опасная горная дорога Бишкек-Ош.

 В советские годы равновесие между двумя частями страны поддерживалось кадровой политикой, распределением инвестиций. Считалось, например, что во всех органах власти регионы должны быть представлены строго пропорционально их численности. Что же касается главного руководителя страны, то и здесь наблюдалась строгая «очередность». Южанина Исхака Раззакова сменил северянин Турдакун Усубалиев. Потом к власти пришел Абсамат Масалиев (юг), уступивший свое место северянину Аскару Акаеву.

 После того, как Киргизия стала независимой, все старые схемы равновесия, естественно, были разрушены. К власти, довольно случайно, пришел ученый, академик Аскар Акаев, не имевший своей команды политиков. На все государственные должности он стал расставлять хорошо известных ему коллег по Академии и земляков из Кеминского района. Такая схема управления государством получила название «кеминизм». Главной ее особенностью является полное игнорирование интересов южного региона. Губернаторами сюда назначают, как правило, людей пришлых, чаще всего «северян». Жаныш Рустенбеков, Амангельды Муралиев, Темирбек Акматалиев, например, выходцы из Чуйской долины. Нынешний глава Ошской области Накен Касиев — нарынец.

 Все они рассматривают свое место как трамплин для дальнейшего продвижения в высшие эшелоны власти. Самым ярким свидетельством этого является карьера Темирбека Акматалиева. После Оша Акаев доверил ему министерство финансов, а когда обострилась обстановка на юге, сделал его министром внутренних дел. Абдыганы Эркебаев после губернаторского поста стал спикером Законодательного собрания, Амангельды Муралиев — премьер-министром, Курманбек Жумалиев — министром транспорта.

 Каждому из них довелось поработать на юге по одному-два года. Понятно, что за это время они не могли сделать что-то существенное для вывода региона из глубокого экономического кризиса. В итоге юг сегодня по всем показателям значительно отстает от севера. И особенно сильны эти различия в социальной сфере. Если на севере, в Чуйской долине безработица хоть и медленно, но все-таки сокращается, то на юге, в Ошской и Джалал-Абадской областях есть районы, где три четверти населения не может найти применения своим силам. Практически все инвестиции оседают в Бишкек или Чуйской долине.

 Южане считают также, и вполне справедливо, что их очень сильно обделили в ходе приватизации государственной собственности. Основная масса доходных предприятий республики попала в руки северян, и особенно таласского клана, лидером которого является жена президента Аскара Акаева Майрам. Они захватили в свои руки золото, нефть, связь, алкоголь.

 Южанамже остались… наркотики, поток которых через этот регион нарастает с каждым годом. Однако эти криминальные деньги очень слабо сказываются на развитии юга. Скорее, наоборот, они лишь обостряют здесь социальную напряженность, способствуют развитию криминального бизнеса. А вот на проведение выборов криминальные деньги, как известно, использовать можно. И судя по некоторым данным, местная элита готовится именно с помощью наркосредств дать серьезный бой северу и Бишкеку.

 Здесь следует напомнить, что на прошлых президентских выборах Аскар Акаев на юге фактически проиграл. Путем серьезных фальсификаций его ставленники в Центральной избирательной комиссии «набрали» чуть больше пятидесяти процентов голосов. Но и в Оше, и в Джалал-Абаде победил тогда кандидат коммунистов Абсамат Масалиев.

 За прошедшие с тех пор годы авторитет нынешнего президента в южных областях еще больше снизился. И особенно ярко проявилось это во время массовых беспорядков в Аксыйском районе. Показательно, что, приехав сюда, Аскар Акаев побоялся встретиться с народом, ограничившись формальным заседанием в здании госадминистрации. Ведь главными требованиями пикетчиков, которых потом поддержали все оппозиционные силы страны, были проведение досрочных президентских выборов и отставка Аскара Акаева.

 Ситуацию осложняется еще и тем, что большинство самых ярких оппозиционеров, противостоящих Аскару Акаеву, тоже являются южанами. Сегодня уже не только ошане или баткенцы, но и вся страна знает имена депутатов Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева, Адахана Мадумарова, Марата Султанова, Турсунбая Бакир уулу, Абсамата Масалиева. Причем это уже не просто «митинговые политики». Многие из них прошли серьезную школу государственного и политического управления. Марат Султанов, например, возглавлял Национальный банк и был министром финансов, Феликс Кулов руководил крупнейшей в республике Чуйской областью, занимал должность вице-президента, Омурбек Текебаев уже больше десяти лет возглавляет ведущие парламентские комитеты.

 Формально Аскар Акаев пока не претендует на третий президентский срок. Он даже заявил западным корреспондентам, что в 2005 году выдвигать свою кандидатуру вообще не будет. Но в Киргизии слова эти всерьез никто не воспринимает. Акаев уже не один раз менял свои решения «по просьбе народа» или «под давлением обстоятельств». Так будет, скорее всего, и на этот раз. Во всяком случае, южане готовят себя к серьезной борьбе именно с Аскаром Акаевым.

 Реальными соперниками нынешнего президента могут быть уже упоминавшиеся выше Омурбек Текебаев, Абсамат Масалиев, Марат Султанов. Но наиболее реальные шансы имеет все-таки премьер-министр Курманбек Бакиев. Этот выходец с юга уже является вторым человеком государства, то есть контролирует довольно солидные административные ресурсы. Кроме того, он пользуется большим авторитетом в народе, имеет безукоризненную репутацию, что в нынешних условиях встречается крайне редко. Слабым местом премьер-министра является его зависимость от главы государства. И еще то, что он вынужден делить с президентом ответственность за полный провал социальных и экономических реформ.

 Тем не менее, если Курманбек Бакиев решится вступить в борьбу за пост главы государства, шансы на победу у него очень велики. Но при одном непременном условии: южане должны объединиться и поддерживать одну кандидатуру. Для Киргизии, до сих пор раздробленный на кланы и роды, сделать это будет очень трудно. Но работа такая здесь ведется. Так что на следующих выборах Аскар Акаев обязательно столкнется с жестоким противодействием юга.

 И в борьбе этой, при условии сохранения нынешнего расклада политических сил, он вполне может проиграть. Если же сторонники его попытаются опять сохранить привычное превосходство Севера, дело может окончиться развалом страны или новыми кровавыми конфликтами.

 

  Юрий Разгуляев

 «ПРАВДА.Ру»

 Бишкек

 Киргизия

Ссылки по теме:

  «ПРАВДА.Ру»:

  РЕЗКОЕ ОБОСТРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В КИРГИЗИИ

  Независимая газета:

  Милиционеры в роли политработников

  Бывший "островок демократии" превратился в вулкан

  УТРО.Ру:

  ООН даст Киргизии $1 млн на борьбу со СПИДом

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить