Русский рок: Пациент скорее жив?

Последние годы Советского Союза и последовавшие за ними 90-е в России стали временем расцвета того жанра, который получил название "русский рок". "Аквариум", "Чиж", "Чайф", "ДДТ", "Крематорий", "Пикник", "Алиса" из подпольных лидеров в тот период превратились во всеобщих кумиров, а пришедшие за ними группы занялись покорением ТВ и стадионов.

"Сплин", "Земфира", "Би-2", "Король и шут", "Тараканы", "Наив", "Найк Борзов", "Кукрыниксы", "Ленинград", "Калинов мост", "Мельница", "Lumen" — далеко неполный список появившихся в те годы музыкальных коллективов. В чартах MTV, Муз-ТВ, VH1 и других каналов крутились десятки клипов, вечерами шли авторские программы с концертами того или иного перспективного музыканта, а модное в те годы "Наше радио" каждую пятницу радовало фанатов новыми именами в топе.

Но 90-е годы и начало нулевых отгремели, а последнее десятилетие так и не принесло значительного числа новых всенародно известных имен. MTV ушел из России, музыкальную нишу в телевизионном эфире целиком заполнила попса и музыкальные развлекательные шоу, а на радио, за исключением нескольких ночных программ, по-прежнему играют старые хиты. Чтобы выяснить, что с русским роком происходит сейчас, я решила спросить мнение как известных в этом бизнесе людей, так и начинающих музыкантов.

Музыкальный продюсер и рэпер, лидер группы Bad Balance Владислав Валов (Мастер Шеff), занимавшийся в свое время раскруткой таких групп как Михей, Децл, Елка, "Легальный Бизнес", "Белый Шоколад" и других, считает, что русский рок в последнее время попросту стал неинтересен.

Читайте также: Нью-эрудит, или У кого Волга впадает в Байкал

"Рок-музыка в России сильно опопсела за последние 15 лет. Сегодня молодежь перестает верить в русский рок, ориентируется на Запад и скорее гонится за модными примочками, чем за корнями". "Рок, как бы сказать, на поводке у СМИ стал, — продолжает Валов. — Возьмем одно из самых известных рок-радио "Максимум" — они предпочитают ставить старые рок-хиты или новый поп-рок-хит-отстой. Об этом говорят не только слушатели со стажем, но и даже действующие ди-джеи радио. А почему? Новый редактор старой формации этой радиостанции не видит свежего рока в стране, не наблюдает волны. Все переросло в междусобойчик. Это серьезный показатель того, как развивается современный рок в России — он стал сильно причесанным", — говорит Владислав Валов.

Причину такого явления Мастер Шеff видит в отсутствии возможностей для раскрутки молодых музыкантов. Сейчас в России почти нет специализированных музыкальных каналов, и подобная музыка может распространяться только через интернет. "Раньше питерский рок-клуб имел голос на всю страну, слоганы из песен становились крылатыми", — приводит пример продюсер.

Валов пояснил, как в настоящее время происходит раскрутка музыкантов: "Современный продюсер должен чувствовать рынок и знать варианты раскрутки артиста. Артист со своим готовым профессиональным материалом и стилем, как правило, идет к техническому продюсеру, у которого есть рычаги раскрутки. Такой продюсер может работать на каком-либо канале и иметь возможность раскручивать артиста, а далее по бартеру договариваться с другими СМИ".

Но такой продюсер не имеет ничего общего с творческим музыкальным продюсером, являясь скорее его конкурентом. "Творческий же продюсер ищет таланты и создает стиль, музыкальный дизайн и все что с этим связано. Он растит новую звезду, руководствуясь своим опытом и талантом музыканта, а дальше все решает материал, время или деньги. В шоу-бизнесе давно идет война технических и творческих продюсеров, в свою очередь певцы-музыканты сами выбирают свой путь. Лично я склоняюсь создавать стиль и продукт, тесно общаясь в творческом плане с артистом", — говорит Валов.

В качестве удачного примера раскрутки такого проекта можно назвать рэпера Noize MC (Иван Алексеев), который частенько делает композиции в альтернативно-роковой манере. В свое время с ним заключила контракт известнейшая продюсерская компания Universal, которая занималась изданием дисков мировых звезд первой величины. Причиной разрыва контракта с Noize MC, по словам Мастера Шеff, стало как раз отсутствие ниши на российской шоу-сцене. "Два года позанималась им и расторгла контракт, так как узнала, что СМИ, поддерживающих такой стиль музыки, в России почти нет. Но артисту разрыв контракта пошел только на пользу, он удачно раскрутился в интернете и стал знаковой фигурой в современной альтернативной музыке", — поясняет Валов.

Читайте также: Татьяна Толстая — Ксюша Собчак русской словесности

По его словам, сейчас музыкальная индустрия в России терпит сложные времена: артисты и лейблы несут убытки из-за пиратства, диски не продаются, а для единственного источника прибыли — концертов — музыканту необходима популярность. В итоге получается замкнутый круг, к которому не понятно с какой стороны подступиться. "Все исполнители и лейблы молятся на iTunes, но этот ресурс реально делает первые шаги в России. Поэтому техническому продюсеру за заведомо "пушистый" материал нужно платить или танцевать перед СМИ. Все остальное остается в интернете, и так появляются новые интернет-герои", — говорит продюсер.

Лидер молодой московской группы "Выдра" Константин Маркович (Даин) согласен с тем, что сейчас идти на телевидение начинающему музыканту смысла нет, и даже радио не всегда дает отдачу в плане возросшей популярности. "На программу Семена Чайки "Живые" (выходила на радио "Маяк" и "Наше радио" — ред.), которая один из наиболее ярких примеров, куда выпускают молодых музыкантов, ходило достаточное количество моих знакомых. И когда к каждому из них я подходил и интересовался: "Ну, как, проснулись знаменитыми?", мне отвечали: "Ты знаешь, здорово, очень интересно, два часа на всю страну, море комментов, восторгов, все дела. А непосредственно в группу (на страничку музыкантов в социальных сетях — ред.), ну плюс 10 человек, 20 человек". То есть это не дает цепного эффекта, к сожалению", — рассказывает он.

Константин Маркович тоже признает, что пиратство в России сводит на нет все попытки заработать на отечественной музыке, однако считает такое явление неизбежным, а попытки борьбы с нелегальным контентом бессмысленными для самих групп: "Не вижу в этом смысла ровно потому, что при подобном подходе заработает, как мне кажется, не музыканты, а сервис. Отчисления таковы, что из ста рублей автор получит то ли 50 рублей, то ли 30. То есть в принципе, если уж так хочется быть честным, то проще кинуть автору на Яндекс или какой-нибудь другой кошелек рублей 200".

В целом музыкант считает, что в настоящий момент интернет, помогая раскрутиться начинающим группам, одновременно и вредит им. "С одной стороны, это фактически бесплатная возможность донести свою музыку до слушателя. С другой, при таком количестве желающих донести свою музыку, редкий слушатель будет прилагать усилия, чтобы перекапывать все эти завалы информации, чтобы что-то новое для себя выискивать", — говорит Маркович.

Читайте также: В минкульте круглый год первое апреля?

Количество событий в мегаполисах настолько выросло, что публике становится сложно что-то выбрать. "В любом большом городе очень много всего происходит, и это большая беда. Потому что вот мы сейчас сидим, общаемся, а в радиусе 2-3 км от нас, скорее всего, происходит значительно больше десятка интересных событий, на которых бы хотелось побывать", — поясняет Константин. По его мнению, доступность и обилие информации сделало современных людей ленивыми, вспоминая, как в студенческие годы ради того, чтобы послушать интересного музыканта, он готов был ехать в любой сомнительный клуб на краю города.

Основной проблемой современного русского рока Константин Маркович считает отсутствие "вкусного текста". С самого начала своего появления русский рок, в отличие от западного, создавался, опираясь именно на текст, а не на музыкальную составляющую, и не в последнюю очередь именно за счет текста получил такую популярность в смутные перестроечные и 90-е годы. "У подавляющего большинства тех, кто играет схожую музыку, по крайней мере, моего возраста и старше, источники примерно одни и те же, — говорит Даин. — То есть все начинали с дяди Юры-музыканта, с Бориса Борисовича, Цоя — из наших. Конец 90-х-начало нулевых — это время, когда у нас все дико перлись по гранжу и начали появляться российские последователи. Кто-то не назовет это причастным к русскому року, но я бы назвал. Потому что мы, люди не сильно разбирающиеся в этих тонкостях, воспринимали это в целом. То есть я не вижу, почему группа "Кирпичи" не является представителями того самого русского рока, например. Получается, что форма по большому счету роли не играет, потому что-то, что по классике считается русским роком, это фактически стихи под музыку".

Даин считает, что эта разница в традициях для слушателя во многом решающая: "В какой-то момент жизни я пошел заниматься английским языком и внезапно начал понимать, о чем поют мои любимые коллективы — лучше бы я этого не делал! И у нас появляется то же самое — примерно та же беда. Я регулярно натыкаюсь на какие-то совсем молодые коллективы, у которых очень прикольная задорная музыка, но вот тексты — "палка-селедка"! Кому-то это понравится, то есть наверняка у подобной музыки есть свои любители, но, на мой взгляд, хороший вкусный текст быть должен, потому что без него все плохо". С другой стороны, более молодое поколение, люди, выросшие в обилии западной музыки, которая в 90-х также переживала взлет, привыкло совсем к другому: классика русского рока кажется им вторичной, поскольку — увы, первые русские рокеры действительно частенько страдали компиляцией чужих музыкальных тем.

Читайте также: Спасая рядового Райана, забыли про Теркина

Впрочем, бунтарская сторона рока, который в СССР выполнял роль одного из локомотивов всех несогласных, по-прежнему на коне среди молодежи. Примером может послужить, например, группа Louna с солисткой Лусине "Лу" Геворкян, которая возникла всего лишь в 2008 году, однако уже уверенно собирает многочисленные толпы поклонников на жесткие гитарные риффы и песни про свободу и войну против системы. Вот и Ляпис Трубецкой (пусть и белорус, но поющий на русском языке), который выступает с 1990-го года, с конца 2000-х бодрит своих фанатов такими весьма хулиганскими композициями, как "Манифест", "Капитал", "Болт" и другие.

Получается, что современному русскоязычному року не хватает двух вещей — актуального, интересного нынешней публике текста и раскрутки в СМИ. Успешность Noize MC и Louna подтверждает эту теорию, да и те из "старичков" русского рока, что регулярно радуют нас новыми альбомами и по-прежнему собирают стадионы, тоже сохраняют приверженность слову. Открывшиеся границы добавили конкуренции, позволив выбирать, как пел Егор Летов, с кем "всегда быть против" — с той же хрипящей по старинке "Гражданской обороной", Лусине, казахской "Адаптацией" или, к примеру, с Куртом Кобейном и Питом Доэрти.

Вдумчивая, "психологическая" музыка этого стиля особо и не рвется на ТВ, оккупировав клубы и социальные сети и заняв место в плеерах интеллигенции и меломанов. А вот "танцевальный" рок, который идет по стопам того же "Секрета", проигрывает Западу как по качеству, так и по эфирному времени, изредка совершая прорывы саунтреками к отечественным фильмам и сериалам. И в итоге, как когда-то в советскую эпоху, основным двигателем популяризации новой музыки в России остаются фестивали, где, приехавшие на выступления каких-то определенных исполнителей, люди могут заметить и другие группы.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Районный суд города Грозный рассмотрел и удовлетворил иск прокуратуры Чеченской Республики к «Газпром межрегионгаз Грозный», в котором была указана необходимость снятия с населения долга суммой более 9 миллиардов рублей за использование природного газа.

Жителям Чечни списали все долги за газ из-за угрозы протестов
Комментарии
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
NASA отказывается финансировать строительство космического корабля "Союз"
NASA отказывается финансировать строительство космического корабля "Союз"
"Газпром" не будет прощать чеченцам долги за газ
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
В Эстонии предложили направить боевые ракеты на Санкт-Петербург
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
Сами не рады: Казахстан нашел способ надавить на Китай
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
Хотите "загнать Кавказ к лучине"? Не выйдет у вас!
Хотите "загнать Кавказ к лучине"? Не выйдет у вас!
В регионах начали продавать яйца поштучно для небогатых покупателей
Хотите "загнать Кавказ к лучине"? Не выйдет у вас!
Хотите "загнать Кавказ к лучине"? Не выйдет у вас!
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Регионы возмутились списанием жителям Чечни долгов по ЖКХ
Дознавателя из Уфы, заявившую об изнасиловании, уволили из МВД
Какое политическое убежище? Бойко - не Сноуден
Какое политическое убежище? Бойко - не Сноуден