Александр Ф. Скляр: Я за пиратство в этой стране!

Солист группы «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр 7 марта празднует свой юбилей. Музыканту исполняется 50 лет. Накануне он побеседовал с корреспондентом Правды.ру о политике, космических операх и убийстве бельков, а также рассказал о самом необычном концерте 7 марта.

- Будут ли звучать песни с нового альбома?

- Если последним альбомом считать «Город Х», то да. Но не очень много.

- А почему, кстати, «Город Х» вышел в комплекте с DVD Феллини? Почему именно этот режиссер?

- У меня теплые отношения с Игорем Лебедевым, который возглавляет «Другое кино». К тому же моя программа на ТВ-3 создавалась под эгидой «Другого кино». И именно Игорь пригласил меня вести ее. Кстати, кажется, они собираются продлевать сезон, расширять тематику. По-моему, в следующем сезоне они собираются показывать фантастические фильмы. А это точно моя тема. Обожаю фантастическое кино.

- А какая именно фантастика? Космические оперы?

- Космическая фантастика. Правда, пока точно не знаю, что именно они будут показывать.

- Ваши любимцы в этом жанре?

- Однозначно «Чужие». Я люблю все фильмы этой серии.

- Помимо фантастики, что нравится?

- Мне понравилась работа братьев Коэнов «Старикам здесь не место». Отличный фильм. Неплохое кино «Скафандр и бабочка».

- Вы ведь и сами ролями в кино балуетесь. Снялись в фильмах «Последняя репродукция» и «Закрытое пространство»…

- «Закрытое пространство» собираются отправить на «Кинотавр».

- Хорошо, с кино мы разобрались, а что же у Вас с музыкой? Последний услышанный альбом, который Вас по-настоящему впечатлил?

- Адриано Челентано. Очень он мне понравился. Еще последний альбом Пола Маккартни, как ни странно. Не сильно удивил, но показался интересным сольник Дэвида Гэхана из Depeche Mode. Он просто немножко перекликается с тем, что мы будем делать в завтрашней нашей программе.

- Хорошо, а какие у Вас мысли насчет всей музыкальной индустрии? Весь этот тотальный возврат к винилу…

- Ну, это они «там» могут себе такое позволить. Другие бюджеты, условия, рынок. Хотя я не совсем не против выхода моей виниловой пластиночки. Но у нас нет таких бюджетов, как у западных ребят.

- Возвращаясь к музыкальной индустрии, которая сейчас поменялась до неузнаваемости, как вы относитесь к пиратам? Не обидно?

- Мне не обидно. Моя долгая и последовательная позиция – я за пиратство в этой стране. Да. Даже в песне «Предательство и контрабанда» есть немного про пиратство. Эти «разбойники» делают доброе дело, донося новинки до тех уголков, куда не добираться официальным представителям. Я, например, таким образом, могу найти киноновинки. Режиссер от пирата не страдает, он собирает кассу в кинозалах, если, конечно, фильм хороший.

- Хорошо. Вы же в курсе последних событий в Москве и Питере 3 марта? Что вы думаете по поводу того же Юрия Шевчука, который участвовал в «Марше несогласных»? Рок-музыканты в политике – это, нормально, как вы считаете?

- Могу сказать абсолютно точно, что участвовать в таком мероприятии как «Марш несогласных», как это сделал Юра Шевчук в Питере, вещь, может, и благородная, но бесполезная. А я всегда стараюсь оценивать полезность того или иного мероприятия. Вот, к примеру, Артемий Троицкий предложил мне поехать на Северное море. Поучаствовать в одной акции. Суть в том, чтобы высказать свое слово в защиту бельков. Я понимаю, что обойтись без одежды из шкурок мертвых животных невозможно. Но негоже носить или иметь дома шубу из убитых бельков. Это чересчур. Участвовать в акции по защите бельков – это эффективно, а «Марши несогласных»– это пустой идеализм, это не поменяет ничего. Просто каждый должен заниматься именно теми вещами, которые имеют практический смысл.

- Вернемся к концерту. Говорят, у вас элементами декораций будут так называемые арт-объекты из бочек, скульптуры из мусора… Вам что ближе, современное или классическое искусство? Кризиса идей в современном творчестве не наблюдаете?

- Мне ближе старое искусство. Оно мне понятнее. Хотя, кое-что из современного искусства я признаю. К примеру, мне нравится то, что сейчас делают мои многочисленные друзья-художники. К примеру, работы питерца Лаврентия Бруни. Нравится то, что делает московский Митек Костя Батынков. Он очень много и очень необычно рисует в какой-то своей технике. Самое главное, что рисует бескорыстно, просто потому что он художник. Может, есть еще какие-то художники, которые творят бескорыстно. Просто если они ставят перед собой во главу угла именно творчество, а не возможность заработать. И это отлично. Если бы я занимался музыкой ради денег, то мне бы это быстро наскучило, ведь есть гораздо более эффективные способы, ведущие к неизмеримо большим деньгам, чем занятия музыкой.

- Александр, вот мы все про классиков больше и в кино, и в музыке. А что насчет молодых музыкантов? Есть, по вашему, достойные? Что-то интересное услышали?

- Ну, я не очень-то ориентируюсь в молодых исполнителях. Очень понравился альбом Сенсея из «5’ nizza ». Если можно их назвать молодыми, я очень доволен Jukebox Trio. То, что они делают, у нас в России до них никто не делал. Насчет западных исполнителей затрудняюсь ответить. Все больше старики радуют. Наверное, потому что я более пристально за ними слежу. Интересуюсь новыми работами Игги Попа, Тома Уэйтса, Дэвида Боуи, Ника Кейва. Кстати, мы с Кейвом ровесники.

- Насчет стариков: в 2007 году было полно всяческих сюрпризов, да и в этом тоже. Тот же Роберт Плант возродил Led Zeppelin … Queen в Москву приезжают.

- Я эту группу без гениального Меркьюри вообще не представляю, а «Цеппелины» вряд ли смогут «воскресить» барабанщика Бонэма. Разве что только окажется, что его сын, чисто генетически, сможет сыграть как его отец. Да и Плант, куда теперь интереснее в своих сольных работах.

Чашка разбилась, а склеивать ее заново – дело рискованное. От этого попахивает очевидным желанием подзаработать деньжат.

- Вы чувствуете гармонию возраста и творчества?

- Да. Я считаю, что часть старого «Ва-Банка» нужно просто элиминировать. Перестать исполнять старые песни. Если мои «дядьки» из группы на это согласятся, то будет очень здорово. А еще хочется давать поменьше концертов. Пора прекращать этот концертный чес. Хочется делать редкие, но эксклюзивные концерты. «Ва-Банкъ» должен играть редко, но метко. Группе много лет. Часть вещей уже не так актуальна.

Рок – это ведь не классика, которая неизменна, он должен развиваться. Классика вне времени, а рок-н-ролл развивается постоянно.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить