В защиту льноводства замолвите слово

Спад по всем показателям и вывод земли из активного оборота в Тверской области — следствие того, что у крестьян не хватает сил, времени и средств, чтобы обработать землю, считает Иван Милорадов, первый заместитель директора департамента по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области. За последние пять лет область практически не покупает техники, а те объемы, которые приобретаются по лизингу, составляют 5-7 процентов от того, что требуется. Сказывается это и на традиционном для Тверской области льноводстве, убежден Иван Милорадов.
По всей России оно давно испытывает кризис, а последнее время и вовсе в загоне. Тверская область ощущает это на себе: льном засевали здесь когда-то свыше 100 тысяч гектаров, по данным прошлого года, посевные площади сократились вдвое, а производство льноволокна достигло лишь 20 тысяч тонн в год, что от общероссийского объема составляет 35-40 процентов.
Из регионального бюджета на поддержку отрасли выделяется 4,5 миллиона рублей. Не в каждой области о льняном комплексе скажут подобное, хотя хотелось бы, чтобы помощь была существенней. Но и это позволяет подкреплять базовые хозяйства средствами химической защиты (без удобрений лен не вырастить) и техникой. Напомню, что в Тверской области работает завод по производству комплекса машин по возделыванию льна. Кроме того, администрация под гарантию областного бюджета получила 10 миллионов рублей кредита под урожай 1998 года и в счет прошлогоднего долга. Эти средства уже находятся в хозяйствах. Так что администрация области максимально использует имеющиеся у нее возможности для поддержки льнопроизводителей.
Федеральный бюджет как будто бы тоже предусматривает (на первый взгляд) средства на дотации льнопроизводящим хозяйствам. Но всегда деньги шли с крайним опозданием, а в последние два года их и вовсе заменили товарной продукцией, которая, кстати, весьма дорогая. В итоге задолженность крестьянам составляет почти 20 миллионов рублей. Поэтому из-за отсутствия средств на посевную крестьяне в этом году опять почти вдвое сократили льняное поле.
Есть на это и другие причины. К сожалению, область всегда была ориентирована на поставку сырья. Здесь нет предприятий, которые бы замыкали льноводческий цикл и производили льняные ткани и изделия из них. Поэтому область вынуждена передавать сырье соседям, где есть соответствующие льнокомбинаты. А ведь самую большую прибыль как раз и приносят готовые изделия. Поэтому администрация использовала имеющиеся у нее механизмы, чтобы хоть как-то разрешить эту проблему. Например, к льнопроизводству подключили предельные предприятия, в частности работающие на хлопке, и теперь производится новая ткань -хлопок пополам со льном, а готовые изделия из нее шьются на наших трикотажных и швейных фабриках. Но так решена только часть проблемы. Мощности предприятий не позволяют размещать весь объем льна, требуется реконструкция предприятий, а, следовательно, капиталовложения. Собственных средств у области нет, зато они предусмотрены в федеральной программе по возрождению в России льноводства. Но ни в текущем, ни в прошлом году на эти цели не выделено ни рубля.

Записала
Нина МАКСАКОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить