“Черная дыра” зияет в Магадане

На конец 1999 года намечен пуск первого агрегата строящейся здесь Усть-Среднеканской ГЭС. Со дня на день начинается сооружение собственного нефтеперерабатывающего модуля производительностью 50 тысяч тонн жидкого топлива и горючего в год. Именно с Магадана стартовала и правительственная программа “Север” — по оснащению дальних регионов страны ветроэнергостанциями. И, наконец, в федеральные планы по эксперименту — устойчивого развития экономики Севера на базе области — включены и наиболее важные предложения по разработке и использованию местных ресурсов твердого топлива. Но... “черной дырой”, где пока бесследно исчезают средства федерального и областного бюджетов, назвал недавно эту “угольную” проблему губернатор Магаданской области Валентин Цветков.

Только на обеспечение области углем каждый раз уходит почти по полтора триллиона федеральных рублей “старыми” — сумма, равная всей доходной части бюджета региона.

Ситуация напоминает пресловутую поездку в Тулу со своим самоваром, поскольку до 1986 года в северном крае добывалось ежегодно до 3,5 миллиона тонн собственных высококачественных каменных и бурых углей. И сегодня эта богатейшая кладовая отнюдь не оскудела. По данным Севвостгеолкома, прогнозные ресурсы углей здесь составляют 70,4 миллиарда тонн (!). Десятками миллионов исчисляются балансовые запасы, переданные эксплуатационникам. Недавно довелось побывать на одном из основных разрезов области — “Тал-Юрях”. Сейчас он выдает “на гора” ежегодно около 300 тысяч тонн отличного каменного угля пониженной зольности и влажности. И, подтверждая свои слова расчетами, генеральный директор разреза, депутат областной Думы Юрий Засько гарантирует: уже, что называется, завтра они способны полностью покрыть потребности всей области. И это — не прожектерство. “Изучение имеющейся базы угледобычи, — пояснили мне специалисты отдела оперативного регулирования производственной инфраструктуры областной администрации, — позволяет утверждать, что даже имеющихся мощностей у нас хватит, чтобы добывать угля втрое больше, чем сейчас. Причем, и себестоимость его не велика по сравнению с завозным. Например, по Аркагалинскому месторождению — втрое ниже, чем по Ургальскому (Дальний Восток) или по Кузбассу — основным поставщикам топлива в Магадан морским путем”.

К этому парадоксу и затуханию собственной твердотопливной базы Магаданскую область привели перекосы “дикой” рыночной экономики начала 90-х годов. Из года в год растущие автотранспортные тарифы “съели” всю дешевизну местной угледобычи. В 1996, например, году себестоимость отгрузки франко-тонны угля с доставкой на Магаданскую ТЭЦ из Кузбасса составляла 628 тысяч рублей, с Ургальского месторождения — 473 тысячи. В 1997 году область платила за тонну “морского” топлива уже по 730 тысяч. И это все же было дешевле, чем брать местный уголь, который с доставкой из “глубинки” по трассам Колымы обходился порой по “старому” миллиону за тонну. Учитывая особенно “плечо” местных перевозок, достигающее, как правило, нескольких сотен километров. А железной дороги, как мало кому известно в Москве, в нашем регионе нет. Перекос “транспорт — сам уголь” получается дикий. Вот сравнение: традиционно закупающая уголь в нашей области Саха-Якутия (транспортные расходы, естественно, принимающая при этом на себя) приобрела его в прошлом году по... сто тысяч рублей за тонну!

Именно на тарифы, объясняя выгоды привозного угля, прежде кивали и в Магадане. И оказалось — зря. При разработке программы развития собственной базы северного ТЭК, составной частью вошедшей затем в федеральную, местные власти (может быть, впервые за последние пять лет истории области) серьезно прислушались к рекомендациям северных ученых и производственников-практиков. Те просчитали ситуацию не усредненно, а по конкретным районам и месторождениям. И убедительно доказали, что расходы на добычу и транспортировку можно резко снизить, например, за счет разработки месторождений, находящихся в непосредственной близости от местных же потребителей. Если, например, произвести реконструкцию той же Магаданской ТЭЦ под местное топливо, то доставка на нее бурого угля из под самого Магадана обойдется на 15 процентов дешевле, чем по морю. Северо-Эвенский район, при условии капвложений, за счет своих прогнозных запасов (более ста миллионов тонн каменного угля) сам себя сможет обеспечить топливом полностью и вдвое дешевле, чем снабжающий его Ургал и т.п.

Не так все безнадежно и с проблемой автотранспортный тарифов на “длинные плечи” перевозок. Решить ее можно, утверждают специалисты, во-первых, введением системы конкурсов на подряды перевозок, во-вторых, за счет оснащения местных предприятий специализированным большегрузным автотранспортом. Его использование минимум на треть дешевле, чем “с бору по сосенке” собранных по всей Колымской трассе мелкотоннажных грузовиков, которые пока здесь преобладают.

Огромную роль для региона сыграет и то, что те же деньги за привозной уголь, будучи направлены на плату за “свой”, не уйдут из области, а в ней и останутся, пойдут на развитие той же угледобычи, налоги в бюджет и т.п. Тут еще надо посчитать: не дешевле ли ему, бюджету, обойдется затратить, к примеру, миллион на “свою” тонну угля, чем вдвое меньше, но — безвозвратно отдать.

Лед было тронулся! Прошлым летом утверждены на федеральном уровне планы доразведки (срочной и перспективной) всех крупных месторождений угля в области. И концерн “Росуголь”, которому правительством персонально было поручено обеспечить современной техникой муниципальное угледобывающее предприятие, специально созданное в упомянутом Северо-Эвенском районе, уже двинул туда мощный бульдозер. Тут-то все и тормознулось. Причина тривиальная: программы есть — денег нет.

Выгодно региону: дополнительные деньги в бюджет, сокращение себестоимости угледобычи за счет увеличения ее объемов, отсутствие постоянной ныне и катастрофической зависимости от “заморских” добытчиков, перекупщиков и перевозчиков и т.п. Выгодно и на федеральном уровне: меньше головной боли за отдаленный регион, решается как бы сама и проблема досрочного завоза в него большей части грузов, среди которых угля — едва ли не львиная доля. Но...

На нынешнюю зиму опять был сделан Магаданом очередной заказ по углям — более чем на миллиард рублей, если считать уже в “новых”. И часть средств из Москвы поступила и снова “как в черную дыру” ушла из региона, а угля немало было завезено “старым дедовским способом” — по морю. Случай, к сожалению, не единственный на российских Северах...

Михаил ЧЕРСКИЙ.
Магадан.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить