Троица. Завивали девушки березку

После завтрака нас с сестрой бабушка отправляла в лес: Троицына неделя, и накануне праздника, в среду, дом надо украсить молодой зеленью:

“Побольше березовых веток наломайте”, — наказывала она.

Сборы коротки, и вот мы уже хозяева сами себе. Первым делом — окунуться в прозрачной воде речки Выкрос, которая змеей петляет на околице села. В Большом омуте бултыхается десятка полтора ребятни. В другое время их из воды не вытянешь, а тут все уже на берегу.

Гурьбой направляемся в лес. Здесь быстро рассыпаемся, ибо у каждого есть заветное место. Мы с сестрой спускаемся во овраг. Сумрачно, сыро, но зато растет много черемухи. Ветки выбираем пушистые, срезаем отцовским сапожным ножом. От оврага с полкилометра идем в сторону, где тянется молодой голенастый березняк.Вечером мать приходит с работы, а дом не узнать. Окна украшены зелеными ветками, одно—черемуховыми, другое— березовыми. Длинный березовый сук красуется на коньке, в переднем углу комнаты, ветками черемухи, клена, орешника, березы увито крыльцо. Мы ждем похвалы от матери, а она молча берет ведра с коромыслом и идет к колодцу.

С нетерпением ждем ее возвращения. У колодца решается, чей дом украшен наряднее. До этого кто-то успевает обежать село и посмотреть, как выглядят дома. Если в этом своеобразном соревновании наш дом выходит победителем, то за ужином нам с сестрой бабушка дает по два яйца и по большой кружке парного молока. Обскакал если кто—такого угощения не жди.У девочек, которые начинают невеститься, другая забота в Троицыну неделю.

Они березку украшали разноцветными лентами, накануне, в субботу вечером, ходили с ней по селу и пели песню о суженом-ряженом, о любви-печали. В песнях березу ласково называли русалкою. В некоторых деревнях носили куклу, сделанную из тряпок или соломы.В среду перед Троицей девушки из окрестных деревень направлялись к мельнице, расположенной в пяти километрах от нашего села, “заламывать березку”. Выбирали курчавые деревья примерно в два человеческих роста. На другой день с узелками, корзинами, в которых непременно была яичница с бутылкой домашнего пива или браги, шли завивать выбранные березки. После того как березки завиты, причем девушки каждой деревни завивали свою березку, они, взявшись за руки, начинали водить хоровод и петь песню:

К тебе девки пришли,

Березка,березка,

Завивайся, кудрявая!

К тебе красны пришли,

Пирога принесли

Со яишницею.

Потом становились парами вокруг березы, держась крепко за руки. Кто-то заводил песню, начинавшуюся такими словами:

Покумимся, кума, покумимся;

Полюбимся, кума, полюбимся,

Чтоб век нам с тобой не браниться.

Песня, вначале печальная, переходила в задорную, а под конец девушки кружились в танце. После этого начинали “кумоваться”. Каждая выбирала по своему разумению подругу, давали друг другу клятву дружбы и по очереди целовались через венок, завитый на березе.

Настоящее веселье наступало в воскресенье — Троицын день. К мельнице собиралась туча народа, из ближних деревень приходили даже старики. К этому дню у земледельцев наступала передышка: с весенними полевыми работами управились, а пора сенокоса еще не наступила. Можно денек-другой расслабиться, отдохнуть и себя на людях показать.На лугу образовывался большой круг. Причем выстраивались по росту все — вездесущая ребятня, подростки, взрослые. В центр выходил кто-то из парней, обычно лучший гармонист в округе, и объявлял:

“Приступаем к выбору русалки—хозяйки праздника”.

И вот ее выбрали. Статная, румянощекая, с льняной косой, большие голубые глаза, точно васильки, сверкали задорным огоньком и весельем. Ямочка на подбородке, чуть припухшие яркие губы, густые брови вразлет делали лицо приятным и добрым. Не один, наверное, парень в округе бредил во сне ее именем — Маша.

Воцарилась тишина. Все знали, что хозяйка праздника сейчас подаст сигнал, чтобы девушки шли развивать березку. Заиграла гармошка. Молодые замужние женщины запели старинную песню про судьбу-долюшку, которая уготовила “молодой” жизнь у злой свекрови со свекром, нелюбимым мужем. Когда смолкла песня, Маша хлопнула в ладоши и пропела:

“Березка зеленая, березка курчавая, вейся, вейся, пора развиваться”.

Девушки из одной деревни сбились в стайки и, взявшись за руки, направились к роще, где они в четверг или субботу завивали березку. Каждая приходила к дереву с тайной тревогой. Если ветки в венке не завяли, то девушка, которая его заплела, выйдет за муж скоро и удачно, а если венок засох, то замужество будет печальным, а то и болезнь подкараулит. Те, у которых венок не повял, принимались развевать его не спеша, расправлять каждую ветку и петь при этом веселую песню. Если же твой венок пожух, то отходи в сторону, пой печальную песню, переходящую в плач.

Но вот березки развиты. Девушки разбрелись по лугу и принялись плести венки из цветов. Каждая стремилась вложить в это все умение и старание. По венку судили о твоем мастерстве, характере: толстый, аккуратный венок — хозяйка добрая, хлебосольная, тонкий, из цветов одного названия, неяркий — в мороз снегу не выпросишь, себялюбива. Все знали это и плели венки на совесть.Незаметно опускается вечер. В июньском солнце вспыхивают звезды. К этой поре парни заготовили дров для костра, сделали куклу из соломы и сухой травы.

Она вся разукрашена яркими лентами, на нее надет березовый венок.Хозяйка праздника зажигает костер. Вокруг него носят куклу, поют песни, водят хоровод. Когда окрестность окутала густая ночь, стал потухать костер, начинают трепать кукол и по частям бросать в огонь. После этого парни и девушки прыгают через костер. Это делается не без умысла. Если парень видит, что готовится прыгать та девушка, с которой он хочет дружить или проводить сегодня до дому, то на противоположной стороне костра должен принять в свои объятия. Девушки, которых никто после прыжка через костер не встретил на другой стороне, считают себя обойденными. Домой идут отдельно и поют страдальческие песни.

Во многих местах России, на Украине, в Белоруссии так и празднуют Троицу, главным персонажем которой, как и в старину, является прекрасная хозяйка — березка, распорядительница всей программы.

Юлий ФАЛАТОВ.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить