Если это жизнь, то куда от нее сбежать?

Егор Тимурович Гайдар, еще будучи редактором отдела экономики “Правды”, но уже предвосхищая свое премьерство, посоветовал нам, наивным, спасать тогдашний “деревянный” или закупкой долларов, или приобретением партии хорошего коньяка. Давно это было, еще перед ГКЧП.

Но история - каверзная дама. Она порою любит повторять свои самые отвратительные гримасы.Последнее погожее воскресенье августа. Но люди не замечают ни ясного неба, ни солнца на нем. Никто вверх вообще не смотрит.

Все взоры устремлены на ценники в ларьках, где происходит нечто, живо напоминающее сцены из романа Ремарка “Черный обелиск”, в котором герои, приходя в ресторан и заказывая обед, тут же за него расплачивались. Потому что к концу трапезы цены в меню вырастали минимум вдвое.То, что происходит у нас, это даже не свирепость инфляции, к которой нас долго и мучительно учили относиться как к неизбежности.

Это беспредел торговцев при полном бездействии властей. Лицо кавказской национальности, являющееся владельцем камуфлированного под ларек контейнера, приказывает продавщице обойти соседей и посмотреть что у кого сколько стоит.

— А когда же торговать? — возражает уроженка украинских черноземов.

— Наторгуешь еще, — бросает хозяин.

Окошко захлопывается перед самым носом первого в очереди. На нем наглая надпись: “Учет”.

Значит, здесь через минут сорок все подорожает. Иначе не было бы очереди.

То тут, то там матерятся мужчины и чертыхаются женщины. “Стрелять надо!”, “Сволочи, до чего народ довели!”. Самое мягкое, что услышал от пожилой женщины, — это тихо-безропотное: “Куда бы сбежать от этой жизни?”

Вечером передали по одному из телеканалов: в центре России сорокалетняя женщина покончила с собой, убив прежде свою дочь. Они ушли, потому что жить стало не на что и незачем.У нас наступил кризис жизни. Политики могут продолжать свои уже надоевшие всем торги вокруг правительства, финансист — оправдываться некими мировыми обстоятельствами или обвинять коллег в заговоре. Ельцин — утверждать, что никто не пострадает, а Черномырдин —произносить что-то величественное и трудно вразумительное о том, что “пора навалиться”. Господи! Доколь будешь ты искушать Россию?

Когда Мавроди вместе с Леней Голубковым “обул” десятки тысяч россиян, власти с олимпийским спокойствием тоже обещали обманутым вкладчикам защиту именем закона. Где те обещания? И какой наивный поверит нынче министру юстиции, призывающему начать тяжбу с лопнувшими банками?

В Сбербанке очередь совсем маленькая. Снимают с карточек и сберкнижек тоже скромно — кто двести, а кто и сто пятьдесят рублей. Чтобы купить на последние макарон или чаю, если только это еще возможно. Молодая женщина протягивает карточку СТБ, эмитированную банком “СБС-Агро”.

— Простите, обслужить вас не можем, — говорит кассир, — идите в свой банк.

На глазах женщины слезы. Уходит понурившись. Она поверила респектабельности “Столичного банка сбережений”, чьи банкоматы на Пушкинской площади круглосуточно оделяли владельцев пластиковых карт рублями и долларами. Банкоматы сегодня закрыты. И не только в “Столичном”.Государство обмануло нас в очередной раз. Мерзко и жестоко. Но ведь государство — это и мы тоже? Неужели вы еще в это верите? Неужели надеетесь, что “тяжеловес” Черномырдин, спокойно прошедший через один “черный вторник” и столь же спокойно переживший второй, станет панацеей от напасти, приведшей сотни тысяч людей к невыносимости бытия.

А экс-премьер гулял с молодой женой и маленькой дочкой по Поклонной горе. И даже что-то говорил в телекамеру. Старался улыбаться. Вот только краешки губ подрагивали, как у незаслуженно обиженного школьного “хорошиста”, схлопотавшего нечаянный “кол”. Этот молодой человек, в отличие от Егора Гайдара не учил нас спасать деревенеющий рубль посредством конвертации его в доллары или приобретением трех коробок “Мартеля”. Он честно сказал, что не успел сделать что-то важное. И его стало жаль.

А кризис жизни начинался куда как раньше. Только в суете очередей и желании спастись мы его не замечали. Да и теперь стараемся не замечать. Потому что если это жизнь, то куда от нее сбежать?

Виктор ПРИТУЛА.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить