Радиозавод кидает По-бандитски!..

Нынешним летом с одним из жителей Ижевска произошел анекдотический случай: вернулся мужик из командировки домой, а дома... нет! Снесли деревянный домик безжалостным бульдозером. И на этом месте сноровисто возводят элитный дом для «новых русских» с подземным гаражом.

 

  Как недвижимость становится движимой

 На этой территории радиозаводом планировалось строительство многоквартирного дома, и Михаилу Гладких начальство пообещало однокомнатную квартиру улучшенной планировки.

 Домик Михаил Львович приобрел в собственность у родственников жены еще в начале 90-х годов. И жил бы не тужил, если бы волею судеб не развелся.

 Чашки-ложки разделить — дело немудреное. Совсем другое дело — поделить дом. На две части его не перегородишь ввиду весьма скромной жилой площади (12,03 кв. метра, если верить техническому паспорту на строение). Съехала супруга, освободив Михаилу жилплощадь, но компенсацию потребовала в денежном эквиваленте.

 Нынешней весной авторитетная фирма «Митра» оценила строение в 12 тысяч рублей. А в перспективе Михаилу «маячила» реальная квартира. Как всякий нормальный разведенец решил мужик сэкономить. Выплатить супруге половину стоимости дома (6 тысяч), а новую «однокомнатку» оставить себе.

 Тем временем в вышеупомянутых коридорах власти параллельно разрушительному процессу раздела Мишиного имущества затевался другой процесс, прямо противоположный — созидательный. Еще в октябре 1997 года постановлением N 319/2 тогдашнего вице-мэра г. Ижевска С. В. Протозанова Ижевскому радиозаводу разрешили спроектировать трехсекционный жилой дом с подземной автостоянкой в Индустриальном районе. Вот радиозавод и спроектировал.... На улице Красногеройской, за стадионом. А то, что в «пятно застройки» попала чья-то частная собственность, так это ничего, дело поправимое. Вице-мэр и об этом позаботился, обязав в своем постановлении ОАО «Ижевский радиозавод» заключить с владельцами «малоэтажного жилого сектора» (по-простому — тех самых домишек) договоры о сроках и условиях расселения.

 

  «Мой адрес не дом и не улица»

 Чиновники радиозавода на полном серьезе составили с Михаилом проект договора о предоставлении М. Л. Гладких однокомнатной квартиры по адресу: улица Совхозная, дом 3. Свозили, показали свежеоклеенные стены, потрясли перед носом ключами. Владей! Правда, договор так и остался в проекте.

 Задумал Михаил Гладких отдохнуть в деревне у родителей, о чем непродуманно и уведомил начальство радиозавода. Мол, подождите пару недель. Вернусь - все, как положено, оформим.

 Однако гигант отечественного радиостроения не мог дожидаться, пока один гражданин из домишка своего хлам вывезет. А раз есть твердая гарантия того, что хозяин в течение двух недель в жилище свое нос не сунет, решили смухлевать. Под покровом темной удмуртской ночи некие неустановленные личности наведались в оставленное без присмотра жилище и немного «помогли» ему обветшать, то бишь где-то подразобрали, где-то подразломали. А поутру примчались вызванные бодрые техники МУП «Ижтехинвентаризация» (читай — БТИ) и быстро «заценили» строение... буквально в одну тысячу. Рублей, конечно. При этом в акте оценки за номером 872 от 9.07.2001 г. признали дом не пригодным к эксплуатации и не представляющим поэтому практически никакой ценности. Разумеется, оценивали уже разобранный «неустановленными личностями» дом. Сфотографировали его, все чин чином. Когда возвратившемуся отдохнувшему Мише показали фотографию «его» дома, он не узнал свое жилье...

 Комиссия эта пришла не сама по себе, а по инициативе ОАО «Ижевский радиозавод», который с чистой совестью на основании акта и «укатал» бульдозером недвижимое имущество нашего героя. Ни квартиры, ни компенсации Михаилу больше никто не предлагал...

 Кинулся мужик правду искать. Принес в Индустриальный РОВД заявление о привлечении к уголовной ответственности тех самых «неких личностей», что дом снесли. Пораскинула милиция дознавательскими мозгами и вынесла 10 августа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Дескать, земельный участок является муниципальной собственностью, радиозаводу законно разрешили его застройку. А то, что Михаил договор мены (дома на квартиру) до сих пор не подписал, так это его беда, радиозавод в этом не виноват. Да и что там, решила милиция, из-за тысячи рублей огород городить — взяла да и признала нанесенный домовладельцу ущерб незначительным, а посему и в возбуждении уголовного дела по ст. 330 УК РФ отказала.

 «Кинули» Мишу по-бандитски нагло, по-чиновничьи подло ипо-милицейски равнодушно. Остался мужик и без обещанной квартиры, и без старого жилья. Зато с пропиской. В паспорте у Михаила Львовича Гладких, 1961 года рождения, паспорт серии II-НИ N 665... выдан 23 марта 1978 г. Октябрьским РОВД г. Ижевска (точные данные в редакции), до сих пор имеется отметка о прописке по улице Красногеройской, 60. Но дома на этом месте уже не существует.

 

  Бомж с пропиской

 Когда Михаил рассказал мне подробности своих приключений, сознаюсь честно — не поверил я. Мы вместе съездили на ТО САМОЕ место, увидели разваленные бревна дома, гусеничные следы бульдозеров, одинокий желтый тазик, кучу тряпья. А рядышком, в десятке метров от бывшего жилища, — строительный котлован со вбитыми сваями. Работает кран, снуют строители в касках...

 Вызывает некоторое сомнение тот факт, что находящееся в многолетнем «прорыве» предприятие «Ижевский радиозавод» взялось за строительство престижного дома, не имея достаточных средств даже на регулярную и своевременную выдачу зарплаты своим работникам. Миша утверждает, что одна его знакомая, работница этого предприятия, в течение четырех месяцев все никак не может получить зарплату. Откуда тогда взялись деньги (и немалые) на строительство жилья?

 Поговаривают, что финансирует смелый проект городская администрация. Может, со зла люди врут, но прошел слушок о причастности к финансированию этого шикарного строительства одной из коммерческих структур, курируемых лично Анатолием Салтыковым. И потому так ударно работают строители, потому темпы столь высоки, а способы «устранения» неугодных и мешающих столь циничны. Слухи просто так не возникают...

 Кто бы ни вел строительство, кто бы ни скрывался за выделением денежных средств, а как же быть с конституционным правом каждого человека на неприкосновенность его жилища? Штамп о регистрации в паспорте Михаила имеется, а места такого на карте города не существует. Михаил намерен обратиться в суд. Бомж с официальной пропиской будет отстаивать свои права.

 

  Сергей Макаров

 Ижевск

  «Совершенно конкретно»