Владимир Путин предотвратил новую волну «нецивилизованного захвата собственности»

"Закон о несостоятельности" признан несостоятельным

 

 Сегодня произошло давно ожидаемое всеми событие - Владимир Путин наложил вето на федеральный закон «О несостоятельности» . По мнению президента, в таком виде закон никуда не годится. Между тем, его благополучно приняла Государственная Дума , и утвердил Совет Федерации .

 

 Принятый в 1998 году закон давно вызывает дружное недовольство, как представителей частного капитала, так и у многих государственных чиновников. Так, о необходимости значительных поправок неоднократно говорил министр экономического развития и торговли Герман Греф . А премьер Михаил Касьянов однажды заявил, что в существующем виде этот закон позволяет уклоняться от уплаты налогов и использовать процедуру банкротства в качестве средства для передела собственности".

 

 Следует отметить, что эксперты неоднократно отмечали явные преимущества новой редакции закона о банкротстве по сравнению с предыдущими законами. Первый в России закон о банкротстве был принят в 1992 году. Однако он в большей мере защищал интересы должников, а не кредиторов. Закон же 1998 года позволял признать предприятие несостоятельным из-за самых, что ни на есть формальных признаков. Он породил в России настоящую вакханалию банкротств и новую волну передела собственности.

 

 С начала действия этого закона Россию накрыло цунами абсолютно неоправданных банкротств. К примеру, в 1999 году было принято к производству 10 тыс. дел, в первом полугодии 2001 года – 14,9 тыс. дел. При этом нередко процедура банкротства возбуждалась из-за незначительных долгов, а должнику просто не давали возможности расплатиться. Кредиторы стали через процедуру внешнего управления выводить за бесценок активы из нормально функционирующих предприятий. Угроза банкротства нависла над сотнями предприятий, десятки самым «законным» образом были признаны банкротами. Так, чудом удалось избежать банкротства таким предприятиям как «Саянскхимпром» , «Шебекинский химический завод» , «Химволокно» , Средневолжский завод химикатов , Чапаевский завод химических препаратов и многим другим. Причем, в этих случаях на выручку предприятиям бросались местные администрации.

 

 Как отмечают эксперты, законом о банкротстве сегодня успешно пользуются как представители местной власти, так и криминальные структуры. Часто местные чиновники сами всеми правдами и неправдами банкротят предприятия, и через некоторое время сами (или члены их семей, или их деловые партнеры) появляются среди их руководства. Нередки случаи, когда, то или иное предприятие кредиторы доводят до банкротства, что после самим купить их по дешевке. Поэтому в письме к спикеру Государственной Думы Геннадию Селезневу Владимир Путин особенно настаивал на том, чтобы из закона было изъято положение, согласно которому к участию в торгах по обанкротившимся предприятиям допускаются конкурсных кредиторы и их аффилированные лица.

 

 Последняя редакция текста закона, предложенная на подпись президенту, по мнению специалистов, давала широкие полномочия, в первую очередь, государству. Кредиторам пришлось бы доказать наличие долга, потом воспользоваться услугами судебных приставов, которые в течение месяца должны будут взыскать долг с предприятия, и только если это не удается, можно запускать процедуру банкротства. Существует мнение, что благодаря этому положению должники вновь смогли бы годами уходить от банкротства, оплачивая незначительную часть долга по приходу исполнительного листа и каждый раз возвращать процедуру в самое начало. Более того, чтобы законом впредь не могли воспользоваться криминальные структуры, в нем было предусмотрена процедура финансового оздоровления. Иными словами, сособственники получили возможность спасти свой бизнес и заплатить долги. Кроме того, собственник наделялся правом участвовать в деле о банкротстве, чтобы предотвратить продажу собственности за бесценок. Другое новшество – ужесточение контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Для этого планировалось создать "саморегулируемые организации арбитражных управляющих", которые управляющих и проконтролируют.

 

 Однако даже в таком виде новая редакция закона показалась Владимиру Путину далекой от совершенства. Теперь остается ждать, что предложат парламентарии в следующий раз. В конце концов, любому государству необходим закон о банкротстве. Иначе экономика не сможет нормально работать. А собственность будет «гнить» у неспособных управлять ею владельцев, вместо того чтобы обретать эффективных новых хозяев.

 

  Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

  УТРО.Ру:

  Банкротить будут по закону

  Должен ли джентльмен, если он должен

  Комсомольская правда:

  Президент тормознул закон о банкротстве

  "Известия":

  МЯГКОЕ "НЕТ"

Обсудить