Олег Шевчук: «будущее Украины — за развитием новейших информационных технологий»

Сегодня у нас в гостях известный украинский политик, директор Института информационного общества, экс-председатель Государственного комитета связи и информатизации Украины, один из лидеров Партии зеленых Украины Олег Шевчук.

Родился Олег Борисович в 1968 году в Киеве. В 1987 году с отличием закончил Киевский техникум средств связи. В 1994 году получает диплом Киевского государственного университета по специальности радиофизик. В 1990-94 г.г. Олег Шевчук избирается депутатом Киевского горсовета. С 1996 по 1998 г.г. — заместитель генерального директора компании «Укртелеком». С марта 1998 по февраль 2000 г.г. — народный депутат Украины, с марта 2000 г. — советник председателя Верховной Рады Украины. В 1999-2001 г.г. возглавляет Государственный комитет связи и информатизации Украины. Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники. Олега Шевчука считают представителем нарождающейся «новой элиты», выражающей интересы тех кругов в бизнесе и в политике, которые делают ставку на быструю модернизацию украинского общества. Но на этом пути немало преград…

— Олег Борисович, когда недавно Вас «ушли» с должности председателя Госкомитета связи и информатизации Украины, это вызвало волну самых разнообразных слухов и предположений. Говорили, что это объясняется разногласиями в подходах к предстоящей приватизации «Укртелекома», вспоминали о грядущих выборах, намекали на Ваши слишком либеральные взгляды на проблему контроля трафика со стороны государства… В чем же истинная причина?

— Председательствующий в ЕС премьер-министр королевства Бельгия Ги Вергофстадт на недавней встрече в Ялте с Президентом Украины Кучмой заявил о том, что условием интеграции Украины в ЕС, привлечения иностранных инвестиций должно стать продолжение политики реформ, либерализация экономики, последовательность в приватизации. Возглавляя Государственный Комитет связи и информатизации, именно эти задачи я видел приоритетными в моей работе. Действительно, люди, которые пришли на место моей команды, выступили с заявлениями, свидетельствующими о некотором сворачивании приватизации крупнейшего государственного предприятия электросвязи в Украине ОАО «Укртелеком». Также крайне негативно была воспринята и либерализация отрасли. Однако формулировки типа «криминализация», прежде всего, оскорбляют те компании, которые сделали себе имя за годы честной работы в украинских телекоммуникациях, а также те известные мировые брэнды, которые вложили миллионные инвестиции в отрасль. Я думаю, что это не будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отрасли в частности и страны в целом. Такими методами вряд ли можно найти стратегического инвестора для Укртелекома, не финансового спекулянта, имеющего опыт работы в телекоммуникациях.

Да, действительно, я активно выступал за быструю и прозрачную приватизацию ОАО «Укртелеком», за привлечение европейского менеджмента в отрасль, за ее разумную либерализацию, за создание независимого регуляторного органа в сфере телекоммуникаций, что, кстати, предусмотрено в законопроекте «О телекоммуникациях». Своего мнения я не изменил. И убежден, что именно так все должно и будет сделано.

— Как сегодня выглядит Украина на телекоммуникационной карте мира?

— Сухие цифры таковы:

Телефонная плотность — 21 на 100 человек

Количество пользователей мобильной связи — 1,6 млн.

В Украине работает 5 операторов мобильной связи

В целом выдано около 1000 лицензий на все виды деятельности в отрасли связи

750 тысяч пользователей Интернет

280 ISP-провайдеров

объем услуг Интернет рынка в Украине, за некоторыми данными, составляет $48 млн.

среднегодовые темпы роста сети Интернет в Украине составляют 40-45%

рынок программного обеспечения составляет $500 тысяч, годовые темпы роста — 30-35%.

По этим цифрам достаточно просто определить потенциал отрасли, но необходимо также учитывать еще кадровый и научный потенциал, уровень восприятия обществом новейших информационных и телекоммуникационныхтехнологий, постепенный рост благосостояния жителей, улучшение экономических показателей в целом по стране и т.д.

В Украине работали и пока еще работают всемирно известные торговые марки — Siemens, Alkatel, Deutsche Telekom, KPN, Dutch Telecom, AT&T (до недавнего времени), Intel, Lucent Technologies и ряд других. Все это — миллионные инвестиции, свидетельство заинтересованности иностранных партнеров на украинском рынке. Однако авторитет отрасли, ее стабильность можно достаточно быстро потерять — достаточно одного неверного шага, начала политики «закручивания гаек», сворачивания либерализации. К сожалению, сегодня существуют некоторые предпосылки к этому.

— Может ли Украина рассчитывать на победы в конкурентной борьбе на рынках высоких технологий? Что для этого необходимо сделать?

— Я неоднократно заявлял, что будущее Украины — за развитием новейших информационных технологий. Для этого у нас есть все предпосылки — мощная научная база, весомый кадровый и интеллектуальный потенциал… Как я уже говорил, в Украине достаточно активно развивается аутсорсинг. Пока еще капитализация этого рынка невелика — $500 тысяч. Для нас примерами являются Индия с годовым оборотом на рынке программного обеспечения $8 млрд. и Ирландия с ее оригинальной программой господдержки.

Я уверен, что выверенная государственная политика в этой сфере, поддержка начинающего украинского рынка информационных технологий станет реальностью в ближайшем будущем. Уже сейчас активно идет процесс создания технопарков на базе крупнейших научных и научно-исследовательских центров.

— Без иностранных инвестиций в сферу телекоммуникаций не обойтись. Но вспоминается история «приключений» американской корпорации «Моторола», закончившаяся ее уходом с украинского рынка. Могут ли подобные истории повториться и с другими инвесторами?

— К сожалению, это проблема для всего постсоветского рынка. У нас нет культуры ведения бизнеса. Иностранный инвестор — это ведь не только денежные инвестиции или товарные кредиты, — это, прежде всего, «продвинутый» менеджмент, новая для нас культура ведения бизнеса, восприятия деловых отношений. Период первичного накопления капитала в Украине, по-моему, затянулся. Необходимо выходить на международный рынок не только как сырьевой придаток.

Случай с Моторолой действительно показателен. Однако более показательна была реакция Государственного Секретаря США на дискриминацию интересов американской компании. Украинский телекоммуникационный рынок, в виду его крайней перспективности, всегда был сосредоточием наиболее успешных инвестиционных проектов. Однако были проколы: Моторола в 1996-м и последний случай с участием корейской корпорации Daewoo в создании и работе оператора мобильной связи в стандарте GSM-900 «Украинские радиосистемы» (торговая марка «Wellcom»).

Убежден, что такие конфликты необходимо решать через посредничество государства. Ведь конфликты в отрасли влияют на инвестиционный климат в стране в целом. К сожалению, некоторые солидные иностранные инвесторы свернули или начинают сворачивать свою деятельность в Украине. Так, американская AT&T продала свою часть акций в СП УТЕЛ, голландская KPN также продала акции УТЕЛ и намеренна также продать акции СП УМС — первого оператора мобильной связи в Украине. Выкуп государством акций иностранных учредителей СП УТЕЛ имел и негативные последствия — украинская сторона не смогла заинтересовать инвесторов в дальнейшем сотрудничестве.

— Когда все-таки приватизируют «Укртелеком»? И что это даст рядовому потребителю?

— На сегодняшний день, в силу объективных и субъективных причин, уже смещены сроки приватизации, прописанные в Законе «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком». Поступления от приватизации этого полу-монополиста связи в бюджете 2001 года были предусмотрены. Однако в лучшем случае их можно ожидать лишь к концу следующего — 2002 года. Стратегический инвестор вряд ли пойдет на нестабильный рынок. И Украине опять придется доказывать, что правила игры на рынке телекоммуникаций и информационных технологий — четкие и нерушимые. Кроме всего прочего, сейчас явно просматривается намерения нынешнего руководства отрасли связи отсрочить этот процесс. Очевидно, что приватизация повлечет за собой смену менеджмента и ликвидацию некоторых (в основном) административных функций Комитета. Координацией процессами в отрасли должен будет заниматься некий новосозданный регуляторный орган. К этому наши чиновники пока не готовы…

Рядовой потребитель, в случае приватизации Телекома, априори должен получить оператора, который будет вынужден совершенствовать прежде всего качество предоставляемых услуг. Также однозначно спектр услуг будут расширять, будет разработана новая, более динамичная система тарификации. При этом регуляторный орган будет следить за «социальностью» предоставляемой так называемой универсальной услуги — за тем, чтобы малоимущие слои населения смогли по доступным ценам получить доступ к элементарным услугам связи.

— Поговорим о попытках государства контролировать Интернет. Судя по всему, работа в этом направлении ведется довольно упорно и последовательно. Некоторые наблюдатели предполагают, что все крупные провайдеры уже «договорились» с СБУ об обмене информацией. Поскольку просто не могли отказаться. Насколько далеко зашло дело?

— Я не раз говорил, что жесткий контроль Интернета — занятие неблагодарное. Технически и технологически этот процесс невозможен в Украине. С точки зрения идеологии, я также не вижу в этом нужды. Тотальный контроль за Интернет, как это происходит в Китае, Вьетнаме, Афганистане (вплоть до запрета), ряде других арабских странах, не может быть примером для подражания для Украины — цивилизованного демократического государства.

Действительно, отслеживать информацию в сети на предмет наличия информации, угрожающей национальным интересам государства, порнографии, а также идеологически несовместимых учений — следует. Однако контролировать посетителей Интернет-кафе, лицензировать деятельности этих заведений, я считаю, в Украине нет смысла и экономической целесообразности.

— Может ли гражданин Украины быть уверен, что государство не заглядывает в его электронную почту, не отслеживает его предпочтений в Сети — на какие сайты заходит, что читает?

— Отследить посетителей сайта — не так сложно. Если Вы активный пользователь Интернет, Вы понимаете что такое «хиты», «хосты» и как их отследить. Однако нужно ли это государству, есть ли у нас возможность и потребность в этом?! В США было рекомендовано служащим Белого Дома не вести деловую переписку, содержащую стратегическую информацию, через глобальную сеть. Думаю, что у нас пока еще нет даже культуры общения государственных служащих посредством Интернет. Поэтому и проблемы хакерствадо недавнего времени не возникало. Взлом базы данных Администрации Президента, благодаря вирусу Ред Код, свидетельство не активности отечественных хакеров, а скорее всего безалаберности пользователей и системщиков.

Отвечая на Ваш вопрос, я могу с точностью до 90 процентов сказать — государство пока не в состоянии регулярно следить за тем, что вы пишите в e-mail.

— В Белоруссии во время президентских выборов были заблокированы оппозиционные сайты (например, сайты «Независимого наблюдения», «Белорусской деловой газеты»). Утверждают, что сделал это монополист — «Белтелеком». Возможно ли такое на Украине?

— Слава Богу, в Украине существует 280 Интернет-сервис-провайдеров. Безусловно, подавляющее большинство из них пользуются первичными сетями Укртелекома. Однако некоторые строят свои сети (как Голден Телеком, торговая марка Свит Онлайн), другие предоставляют услуги спутникового Интернет (как УкрСат), третьи все это совмещают (как Лаки Нет).

Поэтому такая ситуация в Украине навряд ли возможна. Кроме всего прочего, у нас — демократично избранный Президент, цивилизованное правовое государство, в котором, хочется надеяться, такие вещи невозможны.

— Что привело Вас в Партию зеленых Украины?

— Идеологические соображения. Я в ПЗУ — с начала ее деятельности, с мая 1991 года. Это моя первая и, надеюсь, последняя партийная структура. Мне импонирует оригинальность «зеленого» альтернативного подхода к решению традиционных проблем общества. У нас подобралась молодая активная команда, которая полна решимости изменить жизнь в нашем обществе. Наша деятельность и наши принципы неизменны с самого начала существования.

Кроме всего прочего, я, как профессионал, также вижу свое место в партии. Информационные технологии по своей сути — экологичны. И Партия Зеленых активно отстаивает внедрение информационных технологий в производстве.

Одним из приоритетов нашей работы является «виртуализация» государственного управления, внедрение проектов: e-government, e-business, e-voting. Мы намерены реализовать проект электронного правительства (E-government) для отдельного министерства — Минэкологии. Основные задачи проекта — публичность, контроль и привлечение общественности к процессам, которые происходят в ведомстве, предотвращение коррупции и т.д.

Следующий шаг зеленых — лоббирование принятия законов «Про электронную подпись», «Про цифровой документооборот». Зеленые приложат максимум усилий для того, чтобы парламентские выборы 2006 года были электронными, через систему e-voting.

— А какими, на Ваш взгляд, будут грядущие парламентские выборы 2002 года с точки зрения применяемых информационных технологий?

— У нас, к сожалению, информационныетехнологии в политике научились применять лишь как часть черного пиара. Задача Партии Зеленых на этих выборах — привлечь и научить пользователей Интернет потреблять грамотно информацию. Облегчить журналистам поиск этой самой информации. Именно для этого нами создан портал, на котором любой желающие, бесплатно войдя в Интернет, может ознакомиться с информационным материалом, воспользоваться услугами «зеленой почты», «зеленого чата», а также активно пообщаться с лидерами и активистами Партии зеленых.

Кроме всего прочего, мы постараемся обеспечить альтернативный подсчет голосов через глобальную сеть, доступом к которой будут обеспечены все представители ПЗУ на территориальных избирательных участках.

— Вы возглавляете Институт информационного общества. Расскажите об этом учреждении подробнее.

— Институт был создан совсем недавно. Основная его задача — актуализация проблемы развития в Украине Информационного общества. На практике мы намерены ни много, ни мало — реализовывать элементы электронного правительства (e-government) в Украине: понятия электронный гражданин, электронная коммерция, электронное управление, электронные выборы и т.д.

Мы убеждены, что актуализация этой проблемы в среде деловой и властной элиты государства способна будет обеспечить постепенную реализацию всех моментов, предусматривающих построение Информационного общества.

— Ваш прогноз: когда украинское общество можно будет без натяжки назвать информационным?

— Когда я смогу, войдя в Интернет (минуя долгую очередь в тесных коридорах налоговой инспекции), заплатить налоги, рассчитаться за коммунальные платежи, в режиме он-лайн получить ответ из органов государственной власти, проследить за обсуждением законопроекта и его дальнейшем прохождении через парламент, проголосовать за своего кандидата на выборах и узнать о результатах этих выборов в течение двух часов после закрытия избирательных участков. Думаю, что будет это не скоро. Однако мы будем делать все от нас зависящее, что бы это произошло как можно быстрее. По меньшей мере, выборы 2006 года должны пройти в Украине в электронном режиме (on-line).

Беседовал Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

«Укртелеком»

Партия зеленых

Институт информационного общества

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить