Новый бренд компании Coca-Cola - нацисткая свастика

Кошмар какой-то. Пока мы отгуливали Первомай, в скандале слились Coca-Cola, евреи, свастика, роботы, японцы и китайцы. Причём в канун Дня Победы. Что ж, попытаемся разобраться, как это могло произойти
Факты такие: 30 апреля 2003 года в Гонконге раввин синагоги Ohel Leah Яков Кермайер (Yakkov Kermaier) заявил агентству Associated Press (АР), что робот Robowaru, которого Coca-Cola использует в своей промо-акции, несёт символ, "представляющий массовое уничтожение шести миллионов евреев". Строго говоря, Robowaru — и не робот вовсе, а 9-сантиметровая статуэтка, установленная на пластмассовом "постаменте" с логотипом Coca-Cola. На груди "робота" действительно имеются две свастики. Гхм, да.

По замыслу организаторов акции, проводимой исключительно в Гонконге, Robowaru бесплатно доставался покупателю шести бутылок колы. Можно его было и просто купить — за $3,60. Раввин заметил, что такое напоминание о нацистских злодеяниях, вероятно, появилось в результате ошибки, допустил, что в данном случае свастика может быть истолкована, как широко распространённый в Азии буддийский символ.

Но, тем не менее, потребовал, чтобы продажа и раздача игрушек были немедленно прекращены. В ответ на это Элси Цуй (Elsie Tsui) из Coca-Cola сказала, что, мол, мы это, не нарочно, статуэтки были сделаны по оригинальному проекту.

А Дженифер Чен (Jennifer Chan) из китайской компании Animation International, которой принадлежат права не только на Robowaru, но и на весь набор Robocon в данном регионе, заявила, что игрушка не имеет никакого отношения ни к любой организации, ни к религии.

Конечный результат примерно такой: на блогах и новостных сайтах появились заголовки, вроде: Coca-Cola promotes drink with "swastika" robots, Coke yanks "nazi" robot toys, Coke Pulls its "NAZI" Toy Robot и тому подобные. Ничего не скажешь, смесь "Всегда "Кока-Кола", нацистов и роботов — ядрёная.

И вот уже другая представительница Coca-Cola — Келли Брукс (Kelly Brooks) — спешит сообщить, что компания "сожалеет о недоразумении" и избавляется от скандальной статуэтки робота, больше вы её не увидите. С новостными фактами покончили, теперь приведём оставшиеся данные и, конечно же, домыслы.

Ну, а первая реакция, эмоциональная, пожалуй, такая — трудно понять, у кого больше проблем с головой: у дизайнера, который вешает свастики на игрушки, или у Coca-Cola, не замечающей их? Или же это лидер еврейской организации страдает свастикофобией и не может отличить нацистскую свастику от буддистской?

Давайте посмотрим. Во-первых, Robocon. Этот, назовём его, комплект роботов, появился ещё в 1974 году, как японский (?) телесериал, наподобие "Телепузиков" и книжки комиксов. В конце 1990-х компанию обновили, но "лицо" она сохранила.

Сложно сказать точно, сколько в этой команде "товарищей". Известно, что имеются: девочка Robin, сумасшедший учёный Robogaki, трудолюбивый помощник плотника Roboton, хрупкий, а потому постоянно ломающийся Robopa, хороший вор Robodoro, повар Robomugu и как минимум ещё столько же роботов с разными характерами и внешним видом.

Особо отметим, что "свастиконосный" Robowaru — изначально "плохой парень". "Что бы такого сделать плохого", — это его девиз. Во всяком случае, именно так о нём пишут в инструкции знающие люди. То есть, остаётся вопрос к дизайнеру: на робота нацепили две свастики, чтобы показать, насколько это нехороший персонаж? Но почему тогда не соблюсти всю эту их нацистскую символику? Уже слишком? Непонятно. Дальше.

Про свастику, как древний символ, подробно писать нет смысла, да и желания, честно говоря, тоже. Тем более, что Роман Багдасаров историю данного креста подробно изложил. Впрочем, на некоторых фактах из работы Багдасарова стоит остановиться. Вот, дорогие друзья, второй фигурант по делу — Coca-Cola: В 1925 года знаменитая компания "Кока-Кола" выпустила "счастливый" кармашек для часов в форме свастики с надписью: "Пейте Кока-Колу в бутылках за 5 центов". Таким образом, Robowaru, как видите, не первый опыт рекламы со свастикой производителя напитков. Но тогда был да, 1925 год.

Теперь что касается обвинения гонконгского раввина. Что является нацистской фашистской символикой? — спрашивает Роман Багдасаров и знает ответ:
"Под определение "нацистской" символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45 градусов, с концами направленными в правую сторону.
Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 годы, а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не "свастика", a "Хакенкрёйц" (Hakenkreuz), как поступали сами нацисты.

Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz ("нацистской свастикой") и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90 градусов".

Теперь разглядываем плохого Robowaru — классический "Хакенкрёйц". Даже сравнивать с буддийским символом не надо. Таким образом, неправы некоторые журналисты, пишущие, будто на роботе "swastika-like symbols" (похожие на свастику символы) или "two reversed symbols of the notorious Nazi Party" (перевёрнутые символы партии нацистов).

Но не СМИ главное во всей этой истории. На выходе мы имеем следующее: Coca-Cola (!) действительно выпустила на рынок игрушечного робота (!), разукрашенную нацистской (!) символикой. Думаете, и вправду ошиблась, не заметила? А что завтра может предложить McDonald's...

Membrana

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/91/368/9949_coke.html

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить