Партия «перевертышей» и Ленин

Пафосным возложением венков у стен Мавзолея и траурным митингом российские коммунисты в минувшее воскресенье вновь почтили память Владимира Ильича Ленина. 83 года назад умер «вождь мирового пролетариата», оставив коммунистам всего мира «верное» учение и дело  - повсеместно отстаивать идеалы коммунизма.

Безусловно, несмотря ни на что Владимир Ульянов   (Ленин) был одним из самых ярких персонажей российской истории, а совершённая им и его соратниками Великая Октябрьская революция во многом предопределила ход истории мировой. Тем не менее, роль его личности в истории до сих пор вызывает жаркие споры не только в России, но и за рубежом.

Однако, глядя на ежегодные траурные церемонии, слушая очередные клятвы наших коммунистических вождей, каждый раз возникает один и тот же вопрос: а имеют ли право нынешние коммунисты называть себя идейными последователем вождя мирового пролетариата? Действительно ли Компартия РФ, считающая себя единственной правопреемницей КПСС – ВКП (б), сохранила верность ленинскому курсу и не сбилась с пути строителей коммунизма? Увы, если разобраться - ответ отрицательный.

Впрочем, за постсоветский период и сама фигура основателя первого в истории Советского государства подверглась сильнейшей мифологизации и воспринимается слишком однобоко. Ленин предстает в восприятии простых обывателей или как «добрый дедушка», или как «кровавый монстр», в котором нет, да и не могло быть, абсолютно ничего человеческого.

Та же тенденция, как видно, коснулась и учения классиков марксизма-ленинизма: благодаря особому прочтению коммунистическая идеология претерпела сильнейшую трансформацию, а местами вообще была подвергнута тотальному пересмотру. Ленин же, как объект коллективного преклонения, превратился в яркий идол, прикрываясь которым можно успешно проституировать олицетворяемую им идеологию. Чем как раз и занимаются т.н. «идеологи КПРФ», подменяющие ключевые понятия по своему усмотрению и в угоду политической конъюнктуре.

Воскуривая фимиам давно уже утраченному образу, нынешние коммунисты пытаются показать свою истовую верность столь популярным идеям социальной справедливости, равенства и братства. Однако кроме  ритуальных действий вроде возложения венков, празднования «Первомая» и 7 ноября, поддерживаемых коммунистической риторикой и набором действующих на подсознание символов, у КПРФ не осталось почти ничего, что хоть как-то соответствовало учению классиков марксизма-ленинизма. 

И даже нет необходимости подробно сличать политпрограмму Компарии РФ, с которой она сейчас обращается к своим избирателям, с «ленинской наукой», чтобы понять, что за пройденные КПРФ годы тотальной ревизии подверглись буквально все корневые аспекты учения Ленина.

Возьмем, к примеру, принципиальное для любой «пролетарской партии» отношение к частной собственности, крупному капиталу, буржуазному парламентаризму, национальному вопросу и религии.

Так, несмотря на то, что основным идеологическим посылом коммунистов всегда вроде бы являлся тезис о классовой борьбе и лютой ненависти к «буржуям», нынешняя Компартия напрямую связана с крупными бизнесменами. Начиная с 2003 года в обмен на финансирование КПРФ беззастенчиво лоббирует интересы крупных компаний и включает в «партийные списки» представителей олигархических структур.

А если внимательно изучить списки с которыми бескорыстные борцы «за дело Ленина» сейчас выходят на мартовскую избирательную кампанию, то и в них вполне можно отыскать немало представителей крупного бизнеса. Однако это, по мнению «первого коммуниста» страны Геннадия Зюганова , нисколько не противоречит ленинским принципам.

Похоже, что ленинские принципы «экспроприации экспроприированного» в Компартии давно уже преданы забвению, а партийные идеологи свободно декларировали смену своей политической ориентации. Они давно уже отказались от революции и признали буржуазный по своей сути политический режим. И даже более того - КПРФ в лице своего лидера открыто выступилоза союз с национально-ориентированным капиталом.

Все кому не лень отмечают, что лидеры КПРФ могут бесконечно клясться в верности идеалам революции и раздавать обещания вот-вот свергнуть антинародный режим, но на деле они давно уже с ним свыклись и не мыслят себя вне сложившейся политической системы. А чтобы сохранить свои уютные места в классово-враждебном парламенте, верхушка КПРФ использует любые методы.

К примеру, руководство компартии, понимая, что уже не въедет в Охотный ряд на голом популизме, ностальгии части населения по СССР и банальной эксплуатации советской символики, все больше толкает свою партию вправо. Прикрываясь псевдопатриотической риторикой, Зюганов сотоварищи трансформируют ее по сути дела в некое национал-патриотическое движение. Что, согласитесь, просто необъяснимо для партии, идеология которой должна была бы базироваться на принципах интернационализма. Сильным ударом по имиджу КПРФ как левой партии можно считать и ее открытый альянс с разного рода националистическими группировками.

Однако нескрываемое желание руководства компартии сыграть на националистических чувствах, к сожалению, ныне популярных в стране, на деле оборачивается отторжением от КПРФ ее сторонников, не готовых вставать под одни знамена с националистами.

Тем не менее, стремление лидеров компартии объединить свои усилия с националистами вполне объяснимо. Дело в том, что на сегодняшний день КПРФ, пользующейся поддержкой пенсионеров, «обремененных» советским менталитетом, не по силам самостоятельно проводить эффектные уличные акции, которые смогли бы привлечь к партии общественное внимание и обеспечить ей поддержку и популярность среди населения.

Как ни крути, но нынешние наследники Ильича свято верят, что это их  единственный шанс остаться в обойме ведущих политических сил страны и сохранить хоть какие-то властные рычаги…

Но, может быть нынешний национал-социалистический крен КПРФ хоть как-то вписывается в учение Маркса и Ленина о классовой борьбе или о пролетариате как о классовом гегемоне? Едва ли. Впрочем, отношение нынешних коммунистов к интернационалистическому наследию вождя мирового пролетариата прекрасно иллюстрирует хотя бы тот факт, что в узком кругу партийной номенклатуры Ленина давным-давно называют ни иначе как Бланк - по девичьей фамилии его матери.

Несколько слов необходимо сказать и о религии. Как известно, Ленин всегда был убежденным атеистом и ненавистником религии. В свое время он даже дал свое собственное определение религии: «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством». И еще определение: «Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человеческую жизнь». Заметим и то, что Ленин особенно ненавидел всякие попытки соединить христианство с социализмом.

Однако что же делает нынешнее руководство КПРФ? Зюганов открыто критикует большевиков и КПСС  за неправильное отношение к церкви. И даже более, он с гордостью приводит данные о том, что сейчас около 30% членов и активных сторонников КПРФ являются верующими! Как говорится, все комментарии излишни. Остается только ждать: когда же «большевик» Геннадий Андреевич примет огненное крещение и отправится в паломничество по святым местам, что видимо, уже не за горами.

Как видно, нынешними  коммунистами большинство ленинских принципов были либо окончательно преданы забвению – либо отброшены партноменклатурщикам за ненадобностью, либо были искажены настолько, что стали абсолютно неузнаваемыми.

Поэтому говорить об идеологической или хотя бы духовной преемственности идеологии современной компартии с учением  Маркса и Ленина уже не приходится. Хотя этот факт и не мешает лидерам КПРФ продолжать морочить голову не только своим избирателям, но и иностранным коллегам по коммунистическому лагерю.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить