Борьба с "пьяной ездой": от сумы до тюрьмы

Героями осенних дней стали пьяные водители. Нетрезвыми садятся за руль мужчины и женщины. Они колесят по всей стране, калечат и насмерть сбивают прохожих и других участников движения. О них говорят в СМИ, на улице и в правительстве. Это "калифы на час", но порой их популярность выше, чем у звезд эстрады, спорта и политики. Эти правонарушители привлекли к себе такое общественное внимание, какого до сих пор удостаивались только террористы и маньяки.

Семь человеческих жизней потребовалось, чтобы правительство обратило внимание на ситуацию с пьяными водителями. После трагедии на Минской улице состоялось первое совещание по дорожной ситуации. Не успели прозаседавшиеся все как следует обсудить, как произошла еще одна трагедия, вызвавшая широкий общественный резонанс, потому что в ДТП погибла известная актриса Марина Голуб. Кроме того, три дня искали сбежавшего с места аварии потенциального виновника гибели людей. Помимо того, что он не оказал помощи пострадавшим (то ли от шока, то ли от количества выпитого — однако ни первое, ни второе не помешало ему смыться с места преступления), но и заметал следы.

Читайте также: Пьяный педагог сбила на "зебре" девушку

Спешки в таком серьезном деле, как принятие закона против пьяных водителей, быть не должно, но и мучительно оттягивать конец, как это свойственно нашим законодателям, тоже не следует. Пока они ищут общий язык или консенсус, люди продолжают гибнуть по вине нетрезвых водил. По статистике, две трети смертей случается на пешеходных переходах. Их давят не только выпившие молодые лихачи, но и чувствующие свою безнаказанность "люди в форме".

И самое интересное: сколько было предложений ужесточить наказания за езду в пьяном виде не столько в КоАп, сколько поправками в УК — а мы снова слышим презабавные (все это было бы смешно, когда бы не было так грустно) предложения повысить штрафы. Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов считает, "что для таких больших городов, как Москва и Петербург, такая ответственность может быть до миллиона рублей". Уважаемый Игорь Иванович, обе российские столицы — это города с миллионным населением, но это еще не значит, что в них проживают исключительно миллионеры. Если на означенную сумму штрафовать владельцев крутых лимузинов, которые в состоянии выплатить означенную сумму, то тем самым нарушается равенство всех перед законом. Притом большинство россиян убеждены, люди с такой мошной откупятся еще до суда.

Предложение столичного мэра Сергея Собянина за повторное нарушение, если "поймали за рулем (в нетрезвом виде), то это либо уголовное наказание, либо такой штраф, который был бы запретительным и сопоставим со стоимостью машины", представляется более реальным. Тут главное — и не рубануть шашкой, и не дать уйти от возмездия. Нужно жестко наказать, но не сразу, не за первый проступок. Предупреждение вынесено, и его можно сравнить с условным наказанием. Тому, кто не внял, должно быть худо. Тут можно возразить: мол, и один раз севши за руль пьяным, можно таких дел наворотить! Возражение лишь одно: вилкой тоже можно глаз выколоть, и бытовые убийства чаще совершают кухонным ножом и топором, а не из охотничьего ружья.

Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов согласился поддержать предложение Игоря Шувалова только в том случае: если оно будет дополнено введением стадий опьянения — легкой, средней и тяжелой. Из аппарата первого вице-премьера продолжают отмахиваться: не пейте — и не станете козленочками отпущения! Неужели так сложно понять, что своими руками плодите коррупцию? А если так будет продолжаться, то и до настоящих преступлений недалеко. Остановит инспектор ГИБДД слегка поддатого водителя, а тот вместо миллиона вынет дешевенький пистолетик. Чиновники из аппарата высокопоставленного госслужащего не понимают ни специфики службы патрульно-постовой службы, ни психологии водителей.

Правда, Игорь Шувалов достоин не только критики. Он поставил ряд дельных вопросов: о серьезном отношении к расстановке светофоров и дорожной разметке, о возможности запротоколировать незначительную аварию средствами видеозаписи и так далее. Тем временем депутаты настолько разрезвились в своем законотворчестве, что стали предлагать прокалывать в правом верхнем углу водительское удостоверение тех, кто привлекался к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде или отказывался от прохождения медосвидетельствования, вернуть советскую балльную систему, когда размер штрафа растет по мере увеличения числа совершенных нарушений, при этом в определенный момент водителя лишают прав. Калужские депутаты предложили внести поправки в статью 12.7 КоАП и увеличить наказание рублем для водителей, не имеющих прав (с 2,5 до 50 тысяч рублей), водителей, лишенных прав (с 5 до 100 тысяч рублей, в некоторых случаях — арест на 15 суток), и тех, кто передает управлением транспортным средством человеку, заведомо лишенному или не имеющему прав (с 2,5 тысячи до 100 тысяч рублей).

По мнению первого зампреда думского комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова, высказанному им СМИ: "Лишение ни на пять, ни на десять лет проблему нетрезвого вождения не решает: некоторые водители продолжают ездить с накопленными сроками лишения прав по 50 лет. Такая же ситуация с административным арестом: отсидел, вышел и снова поехал пьяным".

Читайте также: Русаков убеждает всех, что сдался сам

О том, что принятие такого закона — это лишь очередной "подарок ГИБДД", высказались депутат и председатель Общероссийского общественного движения автомобилистов России Виктор Похмелкин и координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. Оба в унисон говорят: в таком виде закон работать не будет. Один из них предлагает ввести "дополнительные процессуальные гарантии водителям и ограничения гаишников", другой — сокращение срока лишения прав до года, но при этом с обязательством лишенных проходить переобучение и заново сдавать экзамен.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить