Куклы могут диктовать людям свои условия

Куклы, которые играют в людей

В конце ХХ века эти игрушечные создания, необычайно похожие на людей, перестали быть просто игрушками, перейдя в разряд произведений искусства. Впрочем, куклами далеко не всегда только играли. В магических ритуалах и народных обрядах их роль сводилась к изображению человеческого двойника.

"Какая удивительная кукла! Какой умный мастер ее создал! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздернутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа… А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращенной в куклу!" — так думал доктор Гаспар, разглядывая куклу наследника Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка".

Как известно, та кукла действительно была весьма необычной. Она не только умела ходить, танцевать и улыбаться, но даже росла вместе с наследником, как самая обычная девочка. Эта удивительная кукла была гораздо больше, чем просто игрушка — она должна была заменить одинокому мальчику весь остальной мир.

Читайте также: Оксана Ярмольник: "Кукла — древняя игрушка"

Удивительно, но в конце XX века куклы вдруг тоже перестали быть просто игрушками. Они вышли из рамок своего кукольного мирка, превратившись не просто в объекты повседневной культуры, но даже в произведения искусства, за которые вполне взрослые дяди и тети готовы платить весьма серьезные деньги.

Конечно, это необычные куклы. В Америке, где ассоциация художников-кукольников существует уже около сорока лет, их называют скульптурами или doll object. А на сертификатах пишут: it's not a toy (это не игрушка). В конце 90-х годов подобные куклы появились и в России. Ирина Мызина, организовавшая в Москве 12 лет назад первую международную выставку авторских кукол, вспоминает, что люди стояли в очереди по три часа, а в самом выставочном зале царила гробовая тишина, как в Мавзолее — так велико было потрясение от увиденного.

Кстати, большинство нынешних российских кукольных мастеров "вышли" именно из этой выставки, круто поменяв после нее свою художественную специализацию. А сама Ирина, начинавшая тоже как кукольный мастер, стала хозяйкой "Кукольной галереи Вахтановъ". И теперь на международной выставке кукол, которая ежегодно проходит в ЦДХ в середине декабря, уже представлено около 500 российских художников, а не четверо, как 12 лет назад.

Читайте также: Кукла, подлившая масла в огонь…

На первый взгляд кажется, что изготовить куклу не так уж сложно. Но это обманчивое представление. На самом деле настоящий кукольный мастер должен владеть сразу несколькими художественными специальностями. Он должен быть дизайнером, чтобы придумать необычный и яркий образ. Скульптором, хорошо знающим анатомию, чтобы вылепить фигурку своего игрушечного человечка. Портным, чтобы сшить ему подходящий наряд. И даже постижером, чтобы сделать красивую прическу.

Неудивительно, что многие художники, обратившиеся к куклам как к быстрому способу заработать, в итоге отошли от них, убедившись, что все не так-то просто. "Кукла не прощает небрежности, неаккуратности, неровных швов, торчащих ниток", — объясняет Ирина Мызина. Но чтобы кукла стала по-настоящему авторской, обрела художественную ценность, у нее должен быть свой целостный образ, свое узнаваемое "лицо". "Когда я впервые увидела куклу "Сережка с Малой Бронной" молодой художницы Ольги Егупец, я просто не могла пройти мимо — такая она была трогательная", — рассказывает Ирина.

Художникиуверены — кукла оживает в тот момент, когда у нее нарисованы глаза. А некоторые даже вшивают своим человечкам маленькое сердце. А уж про то, что относятся к ним, как к своим детям, и говорить нечего. Звонят в галерею и спрашивают: "Ну как там мои детки?" Правда, эти "детки" в отличие от живых, очень быстро находят себе новых приемных "родителей". Коллекционировать авторские куклы сегодня не только модно, но и выгодно.

Коллекционеры кукол — очень загадочные и закрытые люди. "Расколоть" коллекционера, убедить его рассказать про свою коллекцию, а тем более показать ее практически нереально. Может, это потому, что большинство российских владельцев уникальных кукольных коллекций — мужчины? Да-да, не удивляйтесь. В одной жизни они руководят серьезным бизнесом, принимают ответственные решения, а в другой — коллекционируют кукол. Наверное, такая коллекция слишком много может рассказать о ее владельце, чтобы ее показывать посторонним. Хотя, что тут удивительного? Одна из ипостасей куклы — некий совершенный образ, идеал женщины, которая всегда красива, доброжелательна и к тому же еще молчит.

Правда, по слухам, российские коллекционеры предпочитают не fashion-кукол, а скорее, характерных — с особым выражением лица. По мнению Ирины Мызиной, русский коллекционер всегда выбирает сердцем: нравится — не нравится. А вот западный больше склонен рассматривать авторских кукол как выгодное вложение денег. Поэтому они никогда не купят куклу неизвестного художника. "Когда мы в первый раз привезли российских кукол на американский рынок, мы каждому покупателю показывали статьи в американских газетах о наших художниках. Только после этого кукол покупали", — рассказывает Ирина.

Впрочем, и российские коллекционеры подходят к своему увлечению очень серьезно. Они даже готовы перестраивать свои дома, чтобы новым жильцам было удобно. "Мой холл равен 50 куклам", — такие фразы у них в порядке вещей. Один сделал для кукол специальные ниши, другой заказал ажурную кованую полку. Впрочем, куклы сами найдут себе наиболее подходящее место. "Когда кукла попадает в дом, она чувствует себя как хозяйка, как будто понимает, кто тут на самом деле главный. И вы будете переставлять ее до тех пор, пока ей не будет удобно", — уверена Ирина.

Читайте также: Детям-инвалидам помогут куклами

Остановить или, точнее, удержать страсть к собиранию кукол хоть в каких-то рамках, похоже, может, только нехватка дополнительных площадей для них. Иначе придется покупать дополнительный дом — специально для кукол, как это сделала, например, Деми Мур, у которой в коллекции примерно 3 тысячи экземпляров. Актриса начала собирать их, еще будучи замужем за Брюсом Уиллисом. А при Эштоне Катчере застраховала свои сокровища на 2 миллиона долларов, чем весьма раздосадовала молодого мужа. "Даже моя жизнь не стоит столько, не говоря уж про кукольную!" — возмущался он в своем "Твиттере".

Кстати, Катчер не раз признавался, что побаивается этих якобы игрушек. Уж больно выразительные у них лица — так и кажется, что они следят за тобой. И для подобных ощущений есть все основания. Каждый человек, имеющий дело с авторскими куклами, может рассказать про них немало загадочных и даже мистических вещей. "У нас в галерее была одна кукла, у которой каждое утро ботинки оказывались грязными, как будто она где-то бегала всю ночь, — рассказывает Ирина, — и только когда мы поставили ее на более высокий постамент, это прекратилось". Охранник, дежуривший всю ночь в зале с куклами перед открытием выставки, клянется, что слышал, как чей-то тоненький голос несколько раз позвал его.

Случаются и трагические вещи. Один из коллекционеров, начавшийремонт в своей квартире, спрятал самую ценную куклу в ящик, который убрал под кровать. Почти сразу в его семье начали происходить серьезные неприятности вплоть до катастроф. Коллекционер нисколько не сомневается, что это кукла "обиделась".

А вот недавняя история. Однажды в галерее появилась необычайно роскошная немецкая кукла Лара — высотой почти метр, с рыжими волосами и в красивом платье. Многие посетители ходили специально "на Лару". Так вот — ее три раза покупали мужчины в подарок своим женщинам и трижды эти самые женщина возвращали Лару обратно. Объяснение было стандартным — ревность: "он сравнивает ее со мной". И только после того, как Лару приобрела для себя другая женщина, возвраты прекратились. Видимо, обе женщины — живая и игрушечная — сумели поладить между собой.

Роль первых кукол, появившихся в древности на земле, была далеко не игрушечной, а скорее, магической. Кукла была важным участником, а иногда и главным действующим лицом ритуалов, культов, обрядов. С ее помощью лечили и наводили порчу, провожали в последний путь и исполняли желания. Вплоть до недавнего времени на Русском Севере женщины делали кукол-двойников своих мужей, ушедших на охоту или войну. Ее кормили, с ней советовались. Когда же хозяин возвращался, куклу сажали в игрушечную лодку и пускали вниз по реке. Кукла часто упоминается в русских народных сказках как верная помощница и защитница. Она всегда была связана с понятием жизни и смерти, и ее роль как человеческого двойника не подвергалась сомнению.

В Японии, которую называют страной десяти тысяч кукол, кукла до сих пор играет важную роль в бытовой культуре. На Новый год здесь обязательно принято дарить куклу даруму, обещающую исполнение желаний. Эти куклы всегда с пустыми глазницами: обладатель должен загадать желание и нарисовать один глаз. А когда желание исполнится — другой. Самая дорогая реликвия в японской семье, залог продолжения рода и его благополучия — обрядовая кукла хина. Даже во время бомбардировок в 1945 году японцы выносили из горящих домов, в первую очередь, именно этих кукол. Девочка получает их при рождении, а потом передает своей дочери.

Наиболее привычные нам фарфоровые куклы появились в середине XIX века. Они были трех видов: кукла-дама, кукла-бэби или ребенок и характерные бэби с определенным выражением лица — смех, плач, каприз. Кстати, до XIX века все куклы были "взрослыми", и выглядели гораздо старше своих хозяек. Фарфоровые куклы были очень красивыми, хрупкими и дорогими. Поэтому детям разрешалось играть ими только по праздникам. Даже в царской семье дети обычно играли деревянными или тряпичными куклами. Часто таких кукол использовали дамские портные для демонстрации последних парижских новинок мод.

Читайте также: Развратные куклы выходят "на панель"

В XVIII веке были чрезвычайно популярны куклы-автоматы. Они играли на музыкальных инструментах танцевали, позднее "научились" плавать, ездить на велосипеде и даже говорить, благодаря встроенному фонографу. Концепция авторской куклы получила развитие только в 20-х годах XX века.

Именно с этого времени кукла становится предметом высокого искусства и украшением частных коллекций.

Так что же это за существа такие — куклы? Дорогие игрушки, изящные украшения интерьера или загадочные человеческие двойники? Кстати, по мнению ученых, куклы появились на земле едва ли не одновременно с человеком и с тех пор никогда не оставляли его. Так кто же, в конце концов, и кем играет?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить