Россия через 20 лет — православная или исламская?

По прогнозам патриарха Кирилла, через 20 лет в России число постоянных прихожан православных храмов достигнет 40 миллионов человек. В то же представители мусульманского сообщества предсказывают существенный рост числа последователей ислама в стране. Каково будет российское общество через несколько десятилетий, найдется ли идея, способная всех объединить?

"Есть такие еще статистические прогнозы, что в течение двадцати лет в нашей стране, если так будет развиваться дело, как сейчас, должно быть 40 миллионов постоянных прихожан, то есть воцерковленных людей" — заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пресс-конференции, которая проходила в храме Христа Спасителя в Москве в рамках IV международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово".

За последние 20 лет картина религиозной жизни в России существенно изменилась. Если в конце 80-х — начале 90-х достаточным условием для того, чтобы называться православным, многие считали факт крещения и периодическое участие в обряде "поставить свечку", то сегодня все больше людей понимает, что полноценная христианская жизнь невозможна вне приходской общины и без регулярного участия в церковных таинствах.

Несмотря на то, что существуют и православные телеканалы, радиостанции и прочие 167 участников фестиваля православных СМИ, самым распространенным и надежным каналом, через который люди приходят в Церковь, было и остается личное общение. Практически каждый верующий может рассказать, что в храм его привела "одна знакомая с работы", "продавец мобильных телефонов", "попутчик в поезде" или "мама из нашего двора, с которой мы вместе гуляли с колясками".

По мнению некоторых известных духовников, приходить в Церковь вообще следует по знакомству, или, как говорили в советское время, "по блату". Лучше сначала познакомиться к кем-нибудь из верующих людей — если человек окажется вам психологически близок и симпатичен, то, скорее всего, придется по душе и община, к которой он принадлежит, и священник, который ее окормляет.

Впрочем, не всех православных радует патриарший прогноз о том, что число воцерковленных верующих будет расти. Некоторые привыкли получать бонусы за свое диссидентство и терпение гонений, и с этим романтическим ореолом притесняемого меньшинства им не хочется расставаться. Приходится слышать даже такие разговоры: "Ах, как было бы хорошо, если бы в России победил ислам! Тогда все неискренне, притворно верующие ушли бы из Церкви, и в ней остались бы только истинные подвижники".

Мечты — мечтами, а имеет ли ислам реальные шансы стать через несколько десятилетий религией российского большинства? "Даже в этом никакого сомнения нет", — заявил в интервью "Правде.Ру" Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России. По мнению известного политолога, число мусульман в России будет расти "геометрическими темпами".

"Во-первых, много русских принимает ислам. Во-вторых, рождаемость у мусульман выше, чем у немусульман. В-третьих, я думаю, что политическая конъюнктура, то есть давление Запада на Россию, будет приводить к повышению числа мусульман внутри России", — отметил он.

Главным источником новых последователей ислама, по словам Г. Джемаля, станет "во-первых, миграция". Во-вторых, по его мнению, росту числа мусульман будет способствовать "высокий уровень рождаемости на Кавказе, в Повольжье и в широком плане диаспор на территории России". "И только в третью очередь будут переходить в ислам русские", — добавил он.

На вопрос о том, найдется ли для российского общества идея, способная объединить всех граждан, независимо отихрелигии и национальности, Г. Джемаль ответил: "Конечно, найдется". "Это противостояние всемирному либеральному клубу и шантажу западного сообщества в адрес России", — считает политолог.

По мнению протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, какие-то особенные идеи для консолидации многонационального и многоконфессионального российского общества искать не нужно. "Идея у нас одна, общая — государство, Конституция, этого вполне достаточно", — считает известный священник.

"Если не будет влияния на наших мусульман извне — с каких-то островов или из-за океана — то у нас все будет хорошо, как и было 400 или 500 лет. Тут нет проблем", — отметил он.

По словам отца Димитрия, рост числа как воцерковленных православных, так и практикующих мусульман "ни для кого, ни для исламской общины, ни для православных не представляет собой угрозы". "Угроза будет в том, когда население славянское вымрет наполовину, а мусульманское — вырастет. Как только наши мусульмане почувствуют свою силу, они уже не будут выступать с какими-то чудными декларациями. Они просто возьмут и устроят здесь то, что им требуется", — считает глава Синодального отдела.

Как подчеркнул протоиерей, для того, чтобы не допустить в России кофликтов на межрелигиозной почве, необходимо уничтожить "ту бациллу, которая попала в мозги русского человека, которая называется "контрацептивы", и то мнение, что дети — это зло, от которого нужно предохраняться как от бандитов".

"Пока эта бацилла не умрет, этот процесс будет продолжаться", — убежден он. Священник напомнил, что Дмитрий Иванович Менделеев родился 19-м ребенком в семье. "Если его мамочка ходил бы в современную женскую консультацию, ей бы не дали это сделать, потому что вся государственная машина направлена на то, чтобы уничтожать детей в утробе матери, а потом восстанавливать мать после этой чудовищной, с позволения сказать, операции", — заметил отец Димитрий.

"Каждая женщина — молодая, старая, ну, кроме отдельных многодетных — у нас заточена на то, чтобы убивать детей. У мусульман нет. Мусульмане очень любят детей", — с сожалением отметил священник.

Как считает он, "современный постсоветский человек, мужчина, родившись в однодетной семье, не представляет, что такое ухаживать за детьми. Современные отцы вообще не воспитывают детей, вообще этим не занимаются, все отдают матери и школе, где одни женщины. Поэтому наши мальчики получают такое слюнявое женское воспитание. У мусульман не так. У них только с грудными детьми мать возится, а когда ребенок достигает трех лет, начинается огромное влияние отца".

"Поэтому, конечно, по прошествии нескольких десятков лет ситуация будет очень серьезной и придется, наверное, выше Москвы собираться в "Северную Фиваиду" — Вологду, Архангельск, если там останется хотя бы еще одно дерево. Будет маленькое государство в границах Северной Руси, не ниже Ярославля. Москва, конечно, вряд ли останется у русских, потому что они вымирают, как мамонты, только медленно. Мамонты быстро вымерли", — рассказал протоиерей.

Мнение же тех, кто считает, что для сохранения межнационального и межрелигиозного мира в России нужно проводить политику секуляризации и пропагандировать атеизм, отец Димитрий советует вообще не принимать во внимание из-за малочисленности носителей подобных взглядов.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить