Диктатура хамства

Ушёл из жизни поэт. Андрей Вознесенский. Как и все, кому в шестидесятые годы было от 16-ти до 40 лет, я зачитывался стихами Андрея Вознесенского.

Потом увлечение стихами, не только этого поэта, но стихами вообще, как-то остыло. Наверное, наступили непоэтические времена. Да к тому же любимый поэт усложнил форму своего творчества, новые синтетические формы Вознесенского перестали задевать мои чувства. Разумеется, тут проблема не стихов, а моего восприятия.

Само название газеты "Правда.ру" обязывает писать правду, только правду, ничего, кроме правды. Это не легко, но надо, иначе теряется смысл любой заметки.

Свою роль в моём охлаждении к стихам и Вознесенского, и Евтушенко, и Окуджавы сыграло и то, что этих поэтов с некоторых пор я стал относить к компании диссидентов. Для меня это сообщество было абсолютно чуждым. А я так устроен, к сожалению или к счастью, что не могу отделить творчество от творца. Чужд творец — чуждо и его творчество.

Новый всплеск интереса к творчеству Вознесенского вызвала рок-опера "Юнона и Авось", блистательно поставленная в Ленкоме. Но сейчас речь не о творчестве поэта и не о его уходе из земной юдоли.

В телепередачах, посвященных Андрею Вознесенскому, несколько раз показали фрагменты знаменитой встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией. Боже мой, какое бесценное свидетельство отношения власти и художника.

… За трибуной стоит молодой беззащитный поэт. С высоты президиума над поэтом нависает Единоначальник Советского Союза. Этот хам даже не понял мысли Андрея Вознесенского о том, что он беспартийный, как и Владимир Маяковский. Этот примитив и босс великой страны размахивает кулаком, орёт о своей гордости быть членом коммунистической партии, грозится выслать поэта из Союза "к зарубежным хозяевам". Торжествующая диктатура хамства. И, что особенно печально, одобрение хамству на лицах многих участников той встречи.

Интересный исторический факт, между прочим… Андрей Вознесенский, несмотря на гонения, которые "Система" обрушила на него после того "душевного общения власти с художниками", из страны не уехал, Отечество не покинул. А детки "верного ленинца" где сегодня?

Фото: AP

Сколько врагов нашей страны породила эта проклятая диктатура хамства власти по отношению к талантливым, но не похожим на других, не понятым невеждами (а как невежды могли понять тех, кто думал и чувствовал не так, как думали и чувствовали "цитатчики"?) Сколько умных и преданных стране советских граждан хамское всевластие превратило в социальных изгоев, в несчастных, спившихся людей. Сколько великолепных идей, замыслов и проектов погребены под спудом хамства. Отнюдь не только художники страдали от немилосердной диктатуры. Не только поэмы не печатались в наших издательствах. Страдали и председатели колхозов, и авиаконструкторы, и военачальники, и инженеры, и пивовары. Ни одна профессия не защищала советских людей от диктатур разного масштаба.

Но в "Правде.ру" полагается быть предельно правдивым. То есть взялся изложить собственное мнение, так будь добр без притворства и умолчаний. Так вот…

Диктатура хамства плодила не только реальное мученичество, но и искусственное величие. Думаю так. Если бы "Архипелаг Гулаг" Александра Солженицына, "Доктора Живаго" Бориса Пастернака, книги Владимира Буковского напечатали в Союзе, да ещё и большими тиражами, да ещё с честным и открытым критическим обсуждением — не попали бы эти работы в разряд великих произведений. Наверное, к разряду более-менее читаемых эти книги относились бы, но к великим — очень сомневаюсь. Но диктатура хамов была уверена в том, что именно она знает истину в последней инстанции, только её оценки верны. Только она имеет право разрешать и запрещать. А запрет, известное дело, вызывает и повышенный, часто болезненный, интерес, и быстрое некритическое, восхищённое признание запретного по принципу "вопреки".

Всё сказанное выше к Андрею Вознесенскому никакого отношения не имеет: он действительно выдающийся русский поэт ХХ века. И не "вопреки", а по таланту и по творчеству, по оригинальности и непохожести ни на кого, по поступкам и верности собственным идеалам.

Масштаб личности поэта Андрея Вознесенского измеряется и тем, что, в отличие от многих "шестидесятников", он — во времена, когда стало безопасно и даже выгодно — никогда не раздувал свои расхождения с власти предержащими. Поэт всю жизнь творил поэзию.

Уверен, настоящее открытие поэтического творчества и значения личности Андрея Вознесенского наступит теперь. Настоящее открытие, без налёта свойственного нам обожания всякой оппозиционности, без интереса к любому инакомыслию, без сочувствия гонимым.

А как сегодня с диктатурой хамства? Изживаем-с. Медленно, очень медленно.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Трагедия в Керчи: в глобализации ли дело?
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
США поклялись душить Россию санкциями ежемесячно
За реальное изнасилование можно ответить условно
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Глазные травмы. Что делать если в глаз попала кислота?
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Китаянка выжила после падения в аквариум к акулам
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне
Как Египет сделал то, чего не может сделать Россия
За реальное изнасилование можно ответить условно
"Мы в рай, а они сдохнут": Путин рассказал о ядерной войне