Автор bratkov

Религиозный экстремизм в России: корни "оттуда"

Заметки с "круглого стола" на "Тольяттинском диалоге-2002"

С 22 по 24 ноября в Тольятти проходила ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа "Тольяттинский диалог-2002". В рамках этого мероприятия состоялись Общероссийская экспертная конференция "Гражданский форум — год спустя", ряд презентаций и "круглых столов", на которых обсуждались модели социальной политики в регионах округа, законопроекты в области пенсионного и социального страхования, и т.д. По мнению организаторов, основной задачей ярмарки было "стимулирование долгосрочных проектов в социальной и культурной среде, поиск и развитие моделей эффективной реализации партнерства между органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами".
В "Тольяттинском диалоге" принимали участие вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко, полномочный представитель Приволжского федерального округа Сергей Кириенко, министр труда и социальной политики Александр Починок и многие другие. Победители конкурса социальных и культурных проектов 2002 года знакомили собравшихся со своими идеями.
Немного статистики: всего в конкурсе участвовало 768 проектов из 15 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Первое место по количеству проектов-победителей заняла Самарская область. Так, из 144 заявок, поданных некоммерческими организациями Самарской области, победителями были признаны 16...
К теме "Тольяттинского диалога-2002" "ПРАВДА.Ру" еще вернется. Сегодня же мы представляем вашему вниманию одно из наиболее жарких, острых обсуждений из развернувшихся на форуме.

"Круглый стол" "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы с экстремизмом" организовывал аппарат правительства РФ. В качестве темы было заявлено — "определение степени готовности и необходимой глубины сотрудничества органов власти и религиозных объединений; выработка первоочередных и среднесрочных мер противодействия религиозному экстремизму". Для участия были приглашены эксперты от органов власти различного уровня, научных общественных организаций, представители религиозных объединений. Ниже — выдержки из запомнившихся выступлений, интересные мнения, нетипичные оценки, порой взаимоисключающие тезисы.

Ведущий "круглого стола" - министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сразу же поспешил обозначить степень важности обсуждаемой темы: "Религиозный экстремизм — опасность номер один не только для нашей страны, но и для всего международного сообщества. Этому злу противостоять можно только сообща, и отдельное государство с этим справиться никак не способно..."

Однако, первый же выступающий — директор Марийского НИИ языка, литературы и истории им В.М.Васильева при правительстве Марий Эл Александр Казимов - тактично заметил, что "общество нашей республики живет в мире и согласии. И для нас данная тема — не актуальна. Хотя как проблема, в глобальном масштабе, — то, о чем мы будем говорить, безусловно, имеет важное значение".

"Мы далеки от того, чтобы привязывать понятие "религиозного экстремизма" к какой-то определенной конфессии, будь то ислам или что-то еще, - продолжил докладчик. — У этого экстремизма корни — политические, социальные. Это социальные противоречия в обществе, политическая неопределенность... А конфессия — это, так сказать, та оболочка, которую отдельные силы выгодно используют для того, чтобы завладеть человеческими душами. Это первое."

Говоря об экстремизме, в качестве второго главного тезиса выступающий обозначил: "Мы — государство — порой неоправданно вторгаемся в духовную сферу жизни человека". На просьбу зала пояснить данное утверждение Казимов, однако, прямого ответа не дал. Зато (видимо, в качестве аргумента) привел сухие цифры статистики: в республике Марий Эл 13% населения являются приверженцами языческой религии, и около половины марийцев так или иначе соблюдают языческие обряды. К Православию 90,2% относят себя среди русского населения, 52,2% - среди самих марийцев, 1,5% - среди татар. А около 80% - такова в целом доля населения, относящая себя к той или иной религиозной конфессии...

Принципиально важным представляется, однако, следующий тезис Казимова, который в ходе докладов участников "круглого стола" еще не раз можно было услышать:

"Итог анализа истинных причин возникновения экстремизма в нашей стране, к которому мы пришли в результате проведенного исследования, следующий. Пункт в Федеральном законе "Об общественных объединениях", который запрещает финансирование из-за рубежа религиозных организаций, — не соблюдается совершенно. На этой почве и вырастают различные экстремальные группы и модели, возникают нетрадиционные псевдорелигиозные объединения. Государству необходимо пресечь это явление" (здесь и далее выделено нами — С.С.) .

В заключении Александр Казимов еще раз подчеркнул, что "благодаря усилиям российского руководства, представителей общественных организаций, глав основных религиозных конфессий — в нашей стране все же сохраняются конфессиональные мир и согласие. И этот мир нельзя растерять. Иначе этим воспользуются темные силы".

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий упор в своем докладе сделал на том, что именно религиозное невежество порождает экстремизм и терроризм, и "главная задача представителей традиционных конфессий России — это религиозное просвещение".

Заместитель председателя ДУМ Татарстана, муфтий Валиула-хазрат Якупов поддержал тезис архиепископа Сергия относительно необходимости всестороннего религиозного просвещения населения: "У нас в республике главное внимание уделяется вопросам образования. Создана целая сеть профессиональных учебных заведений. К примеру, это Российский исламский университет... Конечно, традиционные конфессии не могут являться источником религиозного экстремизма. Однако, в каждой есть свои секты — они-то и создают нам проблемы. Отсюда — государство должно поддерживать официальные религии, или традиционные конфессии..."

О том, что законодательная база, регулирующая взаимодействие органов власти и религиозных объединений, слаба и нуждается в серьезной доработке, говорил в своем выступлении заместитель мэра Тольятти Яков Радюшин : "Законом "О свободе совести..." не предоставляется особого статуса для основных религиозных конфессий — там это только декларируется. Закон не наполняется, скажем так, реальным набором прав и обязанностей. Функция государства должна быть более четко прописана. Я считаю, государство должно быть максимально открыто по отношению к религиозным объединениям, и наоборот... Как таковая, борьба с экстремизмом не должна быть заявлена во взаимодействии с религиозными объединениями".

Вместе с тем, Радюшин согласен с мнением предыдущих докладчиков: "Нужно поставить жесткий заслон финансированию из-за рубежа религиозных объединений. Закрытость их деятельности также очень опасна. Государство должно поддерживать те религиозные организации, которые открыты, традиционны. Поддерживать инициативы местного населения во взаимодействии религиозных объединений, а не заниматься формированием спроса для иностранцев".

Местные власти Тольятти также столкнулись с активизацией деятельности различных миссионерских организаций, констатировал заместитель мэра...

Со своей стороны, директор региональных проектов "Медиа-Союза" Алексей Щипков посоветовал создать "конкретные органы ": в свое время действовал "Совет по делам религий" при советской власти — подобный орган, который бы занимался практическими вопросами взаимодействия с религиозными объединениями, нужно создать и нам при российском правительстве.

"Это первое, - сказал Щипков. — Второе: нужен специальный орган при администрации президента РФ, который бы занимался уже "теорией", выработкой единой политики". (На что министр Зорин отреагировал репликой, в том духе, что не всегда, мол, создание одного органа гарантирует нам единую политику )...

Накопленным опытом пермчан поделился заместитель начальника Управления внутренней политики администрации Пермской области Владимир Конев :

"По своему этно-конфессиональному составу наша область, можно сказать, типична для Приволжского федерального округа. Это устойчивый социально-экономический регион. У нас нет выраженных проявлений религиозного экстремизма. Хотя в целом проблема, конечно же, актуальна...

У нас есть уникальный опыт взаимодействия религиозных объединений — уникальный не только для России, но и для всей Европы. В 1998 году представители шести традиционных конфессий Прикамья выступили с инициативой создания специального комитета. Старообрядцы, католики, лютеране, Русская Православная Церковь, мусульмане, иудеи объединились для решения назревших злободневных вопросов — борьбы с алкоголизмом, наркоманией, беспризорностью в регионе... Было принято решение создать юридическую организацию. Получилось "некоммерческое партнерство". Его представители организовали и провели много различных мероприятий, в частности, инициировали крупнейшую конференцию по вопросам религии и молодежи. В нашей газете "Местное время" мы об этом подробно написали..."

Как одну из главных проблем Владимир Конев обозначил "отсутствие государственного контроля" за появлением и деятельностью различных религиозных объединений. Действительно, когда в области вместо одной мусульманской конфессии — 34(!) различных течения, причисляющих себя к мусульманским, это значит, что общество разделено, расколото на 34 маленьких обществ. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Довольно резким было выступление бывшего ответственного редактора "НГ-Религии", ныне сотрудника радиостанции "Маяк-24" Максима Шевченко :

"Считаю неоправданным употребление такого словосочетания, как "религиозный экстремизм". Есть просто экстремизм , который универсален, будь то для культурной сферы, экономической и так далее. Конфессионального различения в деле борьбы с экстремизмом быть не может. И не нужно здесь концентрироваться только на исламе. К примеру, пламенные призывы к восстановлению монархии в России — это ведь тот же экстремизм! Это значит ликвидация президентского, парламентского правления, низвержение президента. Чем это не экстремизм?! А именно это делают, допустим, "Союз православных граждан", православное общество "Радонеж" и другие — находящиеся под влиянием достаточно радикальных младостарческих группировок.

Конфессиям, в общем, надо разбираться с теми организациями, которые зреют в их же недрах. И не искать соринку в чужом глазу..."

"Чистой воды демагогия" , — охарактеризовал выступление господина Шевченко протоиерей Евгений Шестун...

//Комментарий по нашей просьбе:
"...В православных источниках мы встречаем не меньше, а больше случаев уважительного и доброго отношения к иноверцам; православная миссия, в отличие от римо-католической, никогда не распространялась "острием меча", и если в древности и были случаи насильственного разрушения языческих капищ (как мы читаем о том в книгах Ветхого Завета), то делали это святые люди по прямому откровению от Бога, данному для тех конкретных условий, в которых они находились. Мы же, основываясь на православном духовном и пастырском наследии, на условиях сегодняшнего дня, безоговорочно отвергаем любые насильственные и враждебные действия в отношении иноверцев вообще, и в отношении наших сограждан в особенности..."
Иеродиакон Макарий, Ивановский Св.-Введенский монастырь//

Протоиерей Евгений Шестун (из выступления на "круглом столе"):
"...В основе экстремизма и терроризма есть и религиозный фактор — это сектантское мировоззрение . Нельзя говорить об исламском факторе как таковом. Но мы должны говорить о ваххабистском факторе в исламе - а это сектантский фактор. Мы не должны пускать лиц с сектантским мировоззрением в наше информационное пространство, тем более оказывать им поддержку, и прочее.

Отвечая на обвинения господина Шевченко. Есть такое всем известное выражение, как "Царя нужно заслужить" . Понимаете, речь о нравственном облике народа, а не свержении президента и постановке на его место царя. То же, что вы говорите, это чистой воды демагогия.

Хотел бы еще заметить, что мы все живем не в Республике Татарстан, не в Башкирии, а в России. И Православие — это государствообразующая и культурообразующая конфессия, хотя и не государственная — так надо записать и в законе. Мы живем здесь, в этой, особой цивилизации , к какой бы конфессии мы ни принадлежали.

И исходя из этого, все школы в Российской Федерации должны быть одинаковыми — школами русской культуры. В законе, касательно задач школьного образования, у нас четко прописано: "вклад в историю России и историю народов России" - и этот принцип нужно соблюдать. А мы зачастую получаем национальные школы , где и русский язык, и история Российского государства преподаются отвратительно.

Но школа должна быть рупором не только религиозной, национальной традиции одной народности или народа. Нельзя забывать, что русский народ — государствообразующий , под его защиту собирались все остальные народы. В Российской Федерации 82% - русского населения. И нам не следует стесняться таких слов, как "русская культура", "русский народ"..."

Немногословным было выступление председателя Духовного Управления мусульман Чувашской республики, муфтия Альбира Крганова :

"Наши призывы — все последнее десятилетие — к противодействию религиозному экстремизму трактовались многими как "разборки внутри духовенства". Однако, идет настоящая идеологическая интервенция! Против государства ведется откровенная информационная война — об этом речь".

Итог дискуссии подводил Владимир Зорин :

"Все традиционные, мировые конфессии осуждают явление религиозного экстремизма — это ясно. На "круглом столе" были высказаны пожелания в совершенствовании действующего законодательства, прозвучала и идея просвещения. Мы это учтем. Комиссия по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ сейчас как раз дорабатывает закон".

По словам Зорина, России сейчас нужна "концепция государственно-церковных отношений в широком смысле слова, не только конкретный закон". "Совершенствование действующих механизмов законов — важно. Но государство одно решить задачу противодействия религиозному экстремизму не в состоянии. Это можно сделать только при условии тесного взаимодействия с гражданскими общественными организациями, религиозными объединениями..."

Зорин, говоривший вначале об "опасности номер один", в конце, однако, заметил, что "экстремизм — не один наш общий враг и противник". Но в том числе — такие ужасные явления, как бедность, продолжающееся социальное расслоение, наркомания...

...Перед тем резким диссонансом на общем фоне прозвучали слова руководителя национально-культурного центра армян Тольятти Виктора Хачатряна , отведшего под свое выступление секунды:

"Мы все — советские люди. Вот наша национальность! И народ наш общий очень бедно живет! Вот главная проблема! Главный вопрос — как жить дальше. Как же нам всем выжить! Вот над чем надо думать."

Кто-то зааплодировал. Возможно, не столько конкретным словам, сколько искреннему эмоциональному порыву этого человека.

P.S.

Личное мнение:
Все же состоявшийся "круглый стол" оставил некое ощущение поверхностности, или недоговоренности в рассмотрении заявленных тем. Так, впрочем, нередко случается на подобных шумных мероприятиях, в силу как объективных, так и субъективных причин.
Допустим, как уже было сказано, не раз прозвучал тезис о недопустимости финансирования религиозных объединений из-за рубежа, что это одна из основных, если не главная причина роста экстремизма в России. Однако, почему же так происходит, что делать и кто , собственно, виноват - в том, что на территории России не соблюдается российский же закон? Мысль, однако, не стали развивать дальше.
Так же как никто даже не вспомнил о том, как совсем недавно в Набережных Челнах татарские националисты варварски разгромили часовню — случай, причем далеко не первый в городе. Когда Патриарх Алексий вынужден был обращаться с открытым письмом к Минтимеру Шаймиеву, прося того снизойти к мольбам рядовых граждан. "Вынужден с сожалением отметить, что межрелигиозные и межнациональные отношения в Республике Татарстан далеки от нормы", — констатировал тогда Патриарх. Однако, заместитель председателя ДУМ Татарстана, муфтий Якупов был настроен оптимистом и предпочитал обходить подобные скользкие моменты в своем выступлении...

Есть, однако, и положительные явления в нашей жизни. О готовящемся в Саранске Съезде православной молодежи Приволжского Федерального округа читайте скоро в рубрике "ПРАВДА.Ру"-ВЕРА .
Также в ближайшее время мы опубликуем материалы жаркой дискуссии, развернувшейся на днях в стенах Государственной Думы. Стенограмма предоставлена по нашей просьбе пресс-службой парламента. Тема: проблемы экстремизма в России. Скинхеды - угроза нацбезопасности??
Следите за нашими публикациями.

О том же самом читайте на английской версии "ПРАВДЫ.Ру":
http://english.pravda.ru/main/2002/11/28/40100.html

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Районный суд города Грозный рассмотрел и удовлетворил иск прокуратуры Чеченской Республики к «Газпром межрегионгаз Грозный», в котором была указана необходимость снятия с населения долга суммой более 9 миллиардов рублей за использование природного газа.

Жителям Чечни списали все долги за газ из-за угрозы протестов
Комментарии
В Болгарии требуют устранить "российскую угрозу"
В Болгарии требуют устранить "российскую угрозу"
Порошенко грабит и лжет, поэтому ему не переизбраться президентом
США задействуют Украину для давления на Европу
Белоруссия отрицает обвинения в заправке украинских танков
Украинский министр объяснил, зачем Киев закупает российскую нефть через Белоруссию
В регионах начали продавать яйца поштучно для небогатых покупателей
Какое политическое убежище? Бойко - не Сноуден
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
В Болгарии требуют устранить "российскую угрозу"
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Владимир Путин возглавил рейтинг доверия населения политикам
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Российский писатель извинился перед Грузией за посещение Абхазии
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов